Задача корпуса - защита фюзеляжа в области воспламенения вышибного заряда от тепловых нагрузок.
Рабочее тело (4) - тоже металлическая мочалка. Просто плотно затыкается в корпус, этого
вполне достаточно.
Итак, как я уже упомянул, в активаторе были объединены в единый полностью независимый блок таймер, мортира и питание этих устройств. Соответственно обслуживание сводится к полному извлечению активатора из ракеты, замена запала и вышибного заряда, и легкая обратная установка. Транспортировка может быть отдельной от ракеты. Заряжание может быть произведено заранее или в полевых условиях.
Корпус активатора выполнен из отрезка стандартной сантехнической ПВХ трубы диаметром 32 мм и длиной 118 мм.
Замедление срабатывания осуществляется с помощью таймера
ТК-2М, плата которого, специально рассчитана на
внутренний диаметр такой трубы. Таймер ТК-2М помещен в внутрь корпуса на
фиксирующее кольцо, вырезанное из той же трубы по технологии корпуса пламегасителя. Снизу кольцо
упирается в поперечную шпильку, фиксирующую его от вертикального смещения. Сверху таймер зафиксирован
еще одним таким же кольцом. Для светодиода контроля целостности цепи воспламенителя и его кнопки,
смонтированных на таймере, в корпусе активатора высверливаются два окошка-отверстия диаметром 5 мм.
Контроль запала и питания поэтому можно осуществлять визуально без разборки активатора простым нажатием на кнопку.
Тут есть одна тонкость. Отверстия под индикатор и кнопку сверлятся одновременно и в корпусе и верхнем прижимном кольце.
Таким образом, снимается проблема совмещения индикатора, его кнопки с окнами в корпусе при установке таймера в корпус активатора.
Непосредственно над таймером устанавливается корпус мортиры, выточенный из алюминия. Вставляется
в корпус активатора просто внатяг на трении. Поэтому доступ к таймеру осуществляется простым
выниманием мортиры.
Внутрь алюминиевого корпуса мортиры вставлен гетинаксовый патрон для запала из лампочек
накаливания 2,5-9,0 V. Сверху в корпус мортиры вставляется нормирующий стволик из пластиковой дюймовой трубы
для холодной воды. Его задача уменьшить объем ствола мортиры до необходимого для стандартной навески
вышибного заряда и обеспечить надежный контакт заряда с запалом. В полевых условиях, таким образом, нет необходимости взвешивать вышибной заряд. Засыпал
нормировочный стволик доверху - и готово.
Корпус мортиры имеет с боков выточенную широкую канавку. В эту канавку устанавливается войлочное кольцо,
вырезанное из войлочного полировального круга.
Это очень важный и ответственный элемент. Диаметр кольца должен быть таким, чтобы активатор вставлялся с
трением в корпус ракеты и удерживался за счет трения в подвешенном состоянии. Сила трения должна быть
такой, чтобы при старте ракеты активатор смещался вниз, упирался штоком выключателя в перегородку и
утапливал его своим весом, заводя таймер. Так осуществляется инерционное включение активатора.
Элемент питания 9 V типа Крона вставляется в корпус активатора снизу под таймер и фиксируется
корпусом размыкателя. Размыкатель в активаторе инерционный, может быть выполнен из любого кнопочного выключателя,
главное чтобы он имел шток
или выступающую кнопку. Я взял достаточно допотопный от
старой радиоаппаратуры. Удалил возвратную пружину и фиксатор. Т.е. шток выключателя стал свободно с небольшим трением
ходить туда-сюда. В качестве корпуса для размыкателя взят кусок трубки такого диаметра, чтобы плотно с трением
входил снизу в корпус активатора и фиксировал батарею. Сам выключатель зафиксирован на плотно вставленном
алюминиевом кольце таким образом, чтобы шток во взведенном состоянии выступал за корпус. Выступал настолько,
чтобы при упоре активатора на шток, он утапливался и запускал таймер.
Очевидно, что блок активатора, получается, сам состоит из отдельных узлов, которые легко разъединяются. Доступ к
таймеру и батарее элементарен.
Зарядка активатора делается в следующей последовательности:
1. Отстыковывается блок размыкателя и отсоединяется батарейка.
2. Из мортиры вынимается нормировочный стволик и в патрон вкручивется запал.
3. Устанавливается нормировочный стволик, засыпается вышибной заряд, и заклеивается скотчем.
4. Взводится шток выключателя и фиксируется крокодилом, подсоединяется и укладывается батарейка.
5. Аккуратно пристыковывается корпус выключателя.
6. Снимается страховочный крокодил, активатор аккуратно устанавливается в аппаратный отсек и фиксируется страховочной шпилькой.
После установки страховочной шпильки можно действовать довольно свободно. Главное не забыть убрать ее непосредственно перед пуском.
Система успешно прошла тестовые
стендовые испытания.
Уверенно сработала от навески 1 г охотничьего дымного пороха. Я решил перейти
на черный порох по причине большей резкости по сравнению с нитропорохом при малых давлениях.
Взлетное ускорение моделировалось падением с небольшой высоты на хвост и было установлено на уровне 5g.
Подборка и контроль ускорения проводились
акселерометром.
Есть нюансы.
Дураселовская Крона не влазит в корпус активатора, пришлось взять Chameleon. Он поуже, но
требует более строгого контроля напряжения перед запуском.
И в заключение хочу сказать, что активатор АК-1 это первый вариант, в котором основной задачей ставилась принципиальная отработка конструкции. Он получился слишком громоздким и тяжелым, но удобство эксплуатации всей системы спасения с активатором просто несравнимо с предыдущей ирокезовской системой. Главное схема получилась очень удобной рабочей, а с весом и размерами можно справиться в перспективе. /25.10.2010 kia-soft/