О системе спасения ракеты "Циклон" разговор будет недолгий.
Это тоже модернизация
системы спасения проекта РК-2. Модернизация довольно удачная.
Система стала еще надежней - первый полет ракеты завершился мягкой посадкой - и в тоже время технологичней.
Опять-таки остановлюсь только на отличиях.
Схема системы представлена на Рис.1. При описании буду ссылаться на схему.
Вместо поперечно вкрученного в фюзеляж (1)
винта в данном случае применена шпилька М5 (6). Изменение небольшое, но позволяет уменьшить
сопротивление ракеты, поскольку нет выступающей за корпус головки винта. Внешний вид опять-таки.
Немного подробнее об этом элементе смотрите в статье
Планер ракеты "Циклон".
В отличие от РК-2 пламегаситель выполнен в виде отдельного съемного блока и
никак не связан с силовым тросом. Это значительно упрощает конструкцию и ее обслуживание. Т.е. можно
снять пламегаситель, не разбирая всю систему.
Пламегаситель просто вставляется снизу между силовой шпилькой и двигателем, а потому не требует никаких
крепежных деталей. Корпус пламегасителя (4) - это отрезок пластиковой трубы длиной 60мм с таким диаметром,
чтобы он легко, но плотно входил внутрь фюзеляжа.
Подобрать такую трубу не удалось, поэтому я
сделал корпус пламегасителя из той же трубы, что и корпус ракеты. Отрезал кусок нужной длины и вырезал
часть стенки шириной 15мм. Такой разрезной цилиндр легко входит в фюзеляж, при этом края разреза
плотно смыкаются, не нужна даже склейка.
Задача корпуса двоякая. С одной стороны он служит контейнером для рабочего тела пламегасителя
и упором для двигателя, с другой стороны - он защищает фюзеляж от тепловых нагрузок.
Рабочее тело (5) - тоже металлическая мочалка. Просто затыкается в корпус. Деться
ей оттуда некуда. Сверху она удерживается силовой шпилькой, а снизу - движком (2).
Движок упирается в корпус пламегасителя не напрямую, а через втулку (3), играющую
еще и роль уплотнительного элемента, предотвращающего прорыв выхлопных газов от вышибного заряда.
Поэтому втулка это не только элемент крепления двигателя, но и элемент системы спасения.
Подробнее про втулку также в статье о планере.
Силовой трос (7), такой же, как в РК-2, но он крепится напрямую к силовой шпильке.
Изюминка и отличительная особенность парашюта ракеты "Циклон" это
его купол. Увидав как-то у лоточников детский зонтик - знаете такой, на голову одевается -
я сразу понял, это готовый купол парашюта. Яркая разноцветная окраска, тонкая синтетическая ткань,
форма, имеющая объем - что еще надо? Размер тоже подходящий, 76 см в диаметре. Так оно и получилось, т.е. получился прекрасный парашют для
"Циклона". Надо только было вырезать центральное отверстие и приделать стропы по технологии РК-2.
Получилось довольно символично: "Циклон" цвета грозовой тучи в конце полета расцветает радугой парашюта.
Это и красиво, и помогает наблюдать процесс приземления. Рекомендую, не пожалейте стольника и получите
шикарный парашют, и сэкономите силы на изготовление купола.
Вот и все конструктивные особенности данной системы. Собрать ее не сложнее,
а скорее проще, чем в ракетах серии РК-2. Останавливаться на очевидном не будем. И все же напомню,
что перед полетом надо провести тестовые стендовые испытания системы спасения, проверить надежность и
подобрать навеску вышибного заряда. Для "Циклона" я использую навеску 1г пороха "Сокол".
По результатам испытаний и первых полетов могу сказать, что система очень
надежна, тепловая нагрузка на элементы системы и планера минимальны, эксплуатация проста и удобна.
/02.09.2008 kia-soft/
***