Расскажу только об отличиях и особенностях.
Отличия связаны не только с габаритами, но и с тем, что при разработке ракеты уже шла борьба
за аэродинамику, вес, прочность и технологичность.
Проблем с "кривым" фюзеляжем тоже не возникает, так что можно варьировать длину в очень больших пределах.
Что немаловажно, внутренняя поверхность очень ровная и гладкая, а, значит, сильно упрощается организация внутренней начинки ракеты.
Маркировочные надписи легко удаляются спиртом.
Количество уменьшено до трех, что позволяет сэкономить в весе и материале, ну и в трудозатратах естественно. Материал, кстати, тот же что и для "Викинга" - пластик от лотков для бумаги.
С точки зрения аэродинамики, обратная стреловидность задней кромки крыла стабилизатора
вещь не слишком полезная, поскольку смещает центр давления вперед. Однако вмешалась практика - пришлось применить.
Если кто подумал для красоты - то зря. Это нужно, чтобы при штатном приземлении на парашюте не сломать
стабилизатор. Корпус ракеты с парашютом всегда отклонен от вертикали при приземлении, и возможно повреждение
крыльев при ударе о землю. Скошенная вперед задняя кромка позволяет свести эту возможность к минимуму, поскольку
тогда основной удар приходится на задний торец корпуса.
Нижняя втулка тоже не просто кольцо, а выполнена в виде хвостового обтекателя фюзеляжа, что должно снижать донное сопротивление нашего летательного аппарата, и придавать ракете эстетичный законченный вид. Кроме того, она зажимает двигатель снизу, поскольку жестко фиксируется, как я уже упоминал выше, удлиненным винтом, выполняющим роль заднего направляющего элемента. Обе втулки выточены из отрезков дюймовой толстостенной полипропиленовой трубы для холодной воды. Внешний диаметр трубы 41мм, внутренний около 26мм. Я точил на токарном станочке, но материал мягкий, так что можно исхитриться и на дрели.
Схемы муфт не привожу, поскольку их размеры определяются размерами сопряженных частей ракеты и вкусом конструктора. Назову только основные, которые были применены в данном случае. Передняя втулка: длина 24мм, длина уплотняющей части 11мм. Задняя втулка: длина 29мм, длина выступающей обтекаемой части оживальной формы 14мм. Внутренний диаметр, понятно, должен соответствовать диаметру мотора.
На самом движке наматываются из бумаги на клею кольца в которые втулки упираются. Соответственно заднее упорное кольцо делается отступя от края движка 29-30мм, а переднее с таким расчетом, чтобы расстояние между упорными поверхностями этих колец было ~132мм. Т.е. надо так подобрать эти параметры, чтобы движок плотно поджимался задней муфтой и при этом задняя муфта плотно садилась на задний торец фюзеляжа и фиксировалась винтом. При необходимости уплотнения посадки движка или герметизации можно проложить между втулками и упорными кольцами резиновые колечки. У меня, правда, такой необходимости не возникало.
Вот и все особенности планера ракеты "Циклон". Никаких принципиальных
конструктивных отличий от планера РК-2, если не считать систему крепления двигателя, здесь нет.
И все же, согласитесь, это новый, более высокий уровень по сравнению с прототипом.
/29.08.2008 kia-soft/
Для начала отрезал поврежденную заднюю часть корпуса и на её место установил съемную моторную секцию. Соединение передней парашютной и задней моторной секций выполнил с помощью соединительной трубы длинной 85 мм. Эта труба намотана из двух полос от листа рисовальной бумаги размером А3 на эпоксидке. Технология намотки приводится в статье о корпусе ракеты Ирокез. В моторный отсек соединитель заходит на 35 мм и фиксируется поперечной шпилькой М5. В передней части длинной 50мм выполнен мой любимый замок, примененный для соединения секций ракеты Блик, который позволяет быстро и надежно соединять части корпуса. Паз замка (прямой участок длиной 15 мм, боковой 10мм) цепляется за поперечный винт М5 в парашютной секции, за который крепится фал парашюта. Длина соединительной части позволяет разместить в ней металлическую мочалку пламегасителя.
В результате получился быстроразъемный корпус, удобный в обслуживании и при транспортировке.
В плане крепления стабилизаторов я тоже решил не повторяться, а опробовать новую систему
крепления к корпусу. Напомню, что речь идет о соединении пластиковых стабилизаторов и
пластикового корпуса. Практика скоротечных ремонтов в полевых условиях подсказала
идею воспользоваться клеевым соединением. Довольно неплохо показал себя в этом плане
суперклей Момент в варианте гель. Для пробы я с его помощью соединил два куска пластиковой
уголковой кромки. Попытки отодрать их друг от друга после высыхания клея не увенчались успехом.
Вывод очевиден, клей работает. Но проблема все же есть, поскольку корпус сделан из очень
химически устойчивого ПВХ, соединение с ним не такое прочное. Поэтому для успеха операции
необходимо обеспечить приличную площадь соприкосновения.
Для этих целей подошла та же кромка со сторонами 19х10 мм, в хозмагах навалом. Из нее вырезал накладки.
Сначала они приклеиваются к стабилизатору. Для надежности склейки поверхности обязательно
надо обезжирить спиртом. Не обязательно, но для прочности очень полезно зачистить их шкуркой.
Затем промазать суперклеем одну из стыковочных поверхностей и прижать с помощью ровных брусков и струбцины.
После фиксации, а это занимает минут 5 не более, можно крепить стабилизатор к корпусу. Надо
подогнуть выступающие части уголка под круглую форму корпуса. Это делается просто руками,
пластик хорошо гнется и сохраняет форму. Подогнав форму уголков под корпус, промазываем их
суперклеем и руками прижимаем к корпусу по предварительно нанесенной разметке. Надо сразу плотно
прижать плоскости по всей поверхности, не допуская каких-то зазоров и вспученностей. Делаем это
оперативно, поскольку клей быстро схватывается. Вот тут лучше зашкурить ПВХ поверхность корпуса.
Таким манером быстро устанавливаем все стабилизаторы. Соединения прочное, но что очень важно, может быть быстро восстановлено и в полевых условиях.
И постарайтесь не надышаться испарениями цианокрилатного клея. При промазке большой поверхности они очень сильны и, подозреваю, не безопасны для здоровья.
Ну, и для кучи, выточил Циклону новый, более изящный обтекатель. Смотрится, по-моему, неплохо.
Первый и
удачный полет
Циклон-М совершил 12.06.2011 с очень резким мотором РДК-Х3-А7.
Конструкция с честью выдержала все испытания. Новый способ крепления стабилизаторов прошел
проверку в деле и подтвердил свою надежность.
/29.05.2011 kia-soft/