Рабочее тело (9) - металлическая мочалка. Просто плотно затыкается в корпус до упора в силовой винт.
Амортизатор чисто символический выполнен из резинового кольца шириной 4 мм,
вырезанного из велосипедной камеры. По-идее, датчик апогея должен обеспечивать срабатывание
системы спасения на минимальной скорости, поэтому серьезный амортизатор не закладывался. К тому же
в небольшой ракете нет места для мощного амортизатора.
Для соединения мортиры с датчиком сделал специальный разъем из стандартной компьютерной двухконтактной "мамы" и самодельной вилки из позолоченных контактных штырьков, выковырянных из старой компьютерной платы. Штырьки зафиксированы стандартной пластиковой муфтой (из той же платы) каплей клея Poxipol и обжаты термоусадочной трубкой. Достаточно надежная конструкция.
Со стволиком мортиры мудрить не стал. Это просто картонная трубка длиной 30 мм, вставляющаяся в натяг на выступающую
часть патрона. В нее засыпается ДП и затыкается пыжом из туалетной бумаги.
Для датчика предусмотрен приборный отсек, длинной 75 мм, между корпусом мортиры (6) и
перегородкой моторного отсека (2). Датчик (4) крепится к стенке корпуса (1) отсека
двумя винтами М3. Длина винтов подобрана таким образом, чтобы они цепляли гайки датчика, но
не выходили насквозь. В стенке отсека делаются отверстия под винты крепления датчика, под
рабочие светодиоды (5), под индикаторный светодиод и под размыкатель. Эти детали выводятся за корпус
ракеты по очевидным причинам. Зато остальные компоненты датчика имеют высоту не более 3,7 мм
вместе с платой. Таким образом, датчик очень плотно прижимается к стенке отсека и практически не
занимает места. Это позволяет установить рядом с ним батарею питания.
В качестве питания использован
9-ти вольтовый алкалиновый элемент типа Крона фирмы Chameleon. Хамелеоновская батарейка достаточно надежна и,
главное, подошла по габаритам к корпусу ракеты. Можно использовать и более надежную дураселовскую батарею, но
ее надо "раздеть". Т.е. снять жестяной корпус, а составляющие начинку элементики плотно зафиксировать скотчем.
Убиваем сразу двух зайцев, получаем мощный и в то же время более легкий источник питания.
Вкручиваем запал в патрон, устанавливаем
стволик мортиры и засыпаем в него дымный черный
порох (0,6 г). Стволик затыкаем пыжом, например, комочком туалетной бумаги. Таким же легким движением
состыковываем парашютный и моторный модули.
Делаются все эти телодвижения при убранной перемычке размыкателя светодиодного датчика апогея.
Система собрана. Перед стартом, после установки ракеты на направляющую и подсоединения
запала двигателя, ставим перемычку на датчике. Если загорелся контрольный светодиод, значит,
система в порядке и можно лететь.
Система успешно прошла стендовые испытания. Уверенно и мягко сработала от навески 0,5 г охотничьего дымного пороха. Думаю добавить навеску до 0,6 для надежной работы в условиях полета. При испытании моделировался разворот ракеты при прохождении траектории в районе апогея. Парашют был выброшен при строго горизонтальном положении ракеты, точно соответствующем апогею. Понятно, что в полете условия засветки сенсорных светодиодов могут отличаться, но вряд ли очень сильно.
Первый удачный полет подтвердил прекрасноую работоспособность системы на базе светодиодного датчика. Однако этот полет Блика был третьим по счету. В первом полете подвел движок, а вот второй полет оказался неудачным совсем по другой причине, на которую хотел бы обратить внимание. Из за порыва ветра ракета пошла по довольно настильной траектории, причем против солнца. Создались условия, когда засветка переднего светодиода оказалась больше в течении всего полета. Датчик не сработал. Понятно, что это некий специфический набор условий, однако при применении светодиодного датчика апогея надо принимать во внимание такую неприятную возможность. Траектория полета должна максимально приближаться к вертикальной.
Несмотря на этот нюанс, считаю систему на базе светодатчика очень надежной и могу рекомендовать к использованию. /06.09.2010 kia-soft/