Система спасения ракеты "Экстрим" - это квинтэссенция отработанных решений
из проектов РК-2, РК-3, "Циклон" с целью максимального упрощения и облегчения.
По-ходу были внесены и некоторые небольшие, но удачные изменения, позволяющие получить дополнительную
экономию веса и улучшить удобство эксплуатации.
Схема системы представлена на Рис.1. При описании буду ссылаться на нее.
Силовой трос системы (7) из капронового шнура длиной 40см
крепится к поперечной шпильке (5) в корпусе пламегасителя (3). Шпилька стальная 2мм диаметром.
Сам пламегаситель свободно вставляется в фюзеляж ракеты (1) с нижнего торца и
упирается во вклеенный в корпус силовой шпангоут (6) в виде кольца. Таким
образом, система является легкосъемной, поскольку шпилька не фиксируется
в корпусе ракеты.
Трос с избытком длины и прочности тянет на 2,2г.
Корпус пламегасителя (3) длиной 35 мм выклеен по фюзеляжной технологии из 8-10 слоев офисной
бумаги на эпоксидке. Отступя 5 мм от верхнего края в него вмонтирована шпилька (5) крепления системы спасения.
Снизу в корпус пламегасителя вставляется традиционный кусок металлической мочалки (4). Пламегаситель
упирается в силовой шпангоут, а движок (2), соответственно, упирается в корпус пламегасителя. Никаких специальных
уплотнителей в данном случае не требуется.
Пламегаситель в сборе весит 8,3г. Тут я не очень экономил.
Конструкция поршня (8) упрощена до предела. Выточен из пробки.
Длина 20 мм. Снизу наклеен войлочный уплотнитель толщиной 4-5 мм. Вес 4 г.
Никаких крепежей к тросу не предусмотрено, что позволило сильно
облегчить систему. Просто в поршне шилом делается центральное отверстие, а силовой
трос внатяг протаскивается в эту дырку. С одной стороны, он может быть передвинут по тросу
в целях регулировки, но
с другой, он очень плотно сидит на тросе.
Парашют (12) сделан из парашютного шелка по технологии
РК-2.
Купол шестигранный диаметром 40 см. Длина строп 80 см. Амортизатор (11) кольцо из велокамеры.
Все вместе весит 4,7 г. Крепится непосредственно к петле на силовом тросе без каких-либо переходников.
В кольцо фала, образованное амортизатором, крепится петля (10) носового обтекателя.
Сборка системы, думаю, достаточно очевидна. Сначала собираем
пламегаситель с тросом и вставляем снизу в фюзеляж до упора в силовой шпангоут.
Трос вытаскиваем с верхнего конца фюзеляжа, протаскиваем в поршень и делаем на тросе
петлю для крепления парашюта. Сам парашют соединяем с носовым обтекателем и привязываем
к петле троса. Вот и все. Остается протолкнуть поршень в фюзеляж, сложить и вставить парашют
и заткнуть все носовым обтекателем. Система собрана и готова к испытаниям.
/20.02.2009 kia-soft/
Проведение наземных испытаний системы спасения стало для меня правилом.
По результатам
теста
системы спасения ракеты Экстрим определил навеску вышибного заряда - 0,8 г
нитропороха Сокол. Ревизия системы после нескольких срабатываний показала, что пламегаситель отлично
справился с задачей предохранения от прегрева. Трос, сделанный из обычного синтетического шнура не
пострадал. На поршне вообще не обнаружено следов теплового воздействия.
/20.02.2009 kia-soft/
P.S.
Резервы по экономии веса, конечно, еще есть, но они в основном касаются
материалов и размеров. С точки зрения конструкции тут тяжело что-либо еще выжать. Впрочем,
дерзайте!
***