Бессопловые ракетные двигатели давно и успешно используются многими ракетчиками. Одним из бесспорных преимуществ бессопловых
моторов является маленький вес корпуса, т.е. хорошее весовое соотношение топливо/корпус, от которого
зависит и весовое совершенство.
Это связано с особенностью зарядки (скрепленный заряд) и с пониженным рабочим давлением.
Прощупать возможности бессопловика в этом разрезе я решил с помощью движка, созданного на базе
двигателя со скрепленным зарядом
РДК-2.
Для РДК-2 уже отработана технология формирования скрепленного канального заряда, поэтому не потребовалось
почти никаких доработок, чтобы сделать его бессопловой вариант БРДК-2.
Схема двигателя показана на рис.1. Это очень простой экспериментальный мотор, в котором не предусмотрены
никакие дополнительные системы, вроде пиропривода системы спасения.
Топливо такое же, как для РДК-2 -
плавленая сорбитовая карамель.
В двигатель влезает 31 г топлива.
Собственно, с корпусом и хотелось поэкспериментировать. Сделал очень легкий корпус из двух слоев
офисной бумаги, пропитанных эпоксидкой. С одной стороны залил эпоксидку в качестве заглушки.
Суммарный вес получился 7,3 г, и это при том, что с заглушкой я явно перестарался. Думаю реально сбросить
еще пару грамм. Отношение топливо/корпус получается более 4-х. Что очень неплохо. Например, у
приличного
двигателя РДК-3Ф
это соотношение не превышает 0,8, а для многоразового
мотора РДК-4ГР не более 0,6.
Конструктивно движок элементарный, что тоже можно отнести к плюсам бессопловой схемы. Тут
только несколько небольших нюансов. В заглушке внутри корпуса высверливается небольшое
углубление для центровки шпильки, которая формирует канал. После того, как корпус заполнен
топливом, вставляется шпилька Ø5,3 мм, слегка смазанная подсолнечным маслом, до упора в центрирующее углубление.
С внешнего торца шпилька центрируется металлическим цилиндром или подходящей шайбой. Если топливо аккуратно
уложено, то прессовать
заряд не обязательно. После застывания шпилька выпрессовывается также, как в РДК-2.
Параметры двигателя получаются такие:
- длина 112 мм
- диаметр 17,2 мм
- вес 38.3 г
- длина заряда 100 мм
- диаметр заряда 16 мм
- длина канала 100 мм
- диаметр канала 5,3 мм
- вес заряда 31 г
Испытания двигателя БРДК-2
прошли 05.09.2010 на стенде
ТСК-2-5 на базе 5-ти килограммовых весов.
Результаты были обработаны программой
ALTIMMEX. Полученные характеристики показаны на
рис.2.
Мотор отработал устойчиво. Максимальная тяга 3,6 кг. Неплохо для такого небольшого и легкого движка.
Сопловой прототип РДК-2 был рассчитан на ракеты взлетной массой 150-200г. С учетом возможной экономии веса не
проблема уложиться в 150 г для такого класса ракет и с двигателем БРДК-2.
Расчет в программе ALTIMMEX показывает, см. рис.3, что
мощности мотора достаточно для полета на высоту более 400м. Для ракет класса РК-2 этого вполне достаточно.
Двигатель БРДК-2 прост в изготовлении, достаточно безопасен и подходит для ракетчика с небольшим опытом.
Можно создать вариант с вышибным зарядом для системы спасения. Будет время - поэкспериментирую.
/23.04.2009 kia-soft/
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.
***