Схема двигателя РДК-4ГР показана на Рис.1. Конструктивные отличия от предыдущего варианта в основном в конструкции соплового блока. Упростилась система теплоизоляции.
В основной конфигурации он рассчитан на 60г сорбитовой карамели, или 4 шашки диаметром 20мм по 15г.
Дальше дело техники. Отпиливаем ножовкой необходимый кусок электрода.
С одной стороны он обычно идеально ровный. С другой стороны шарошкой с плоским торцом на
сверлильном станке выравниваем ровную площадку. Высверливаем по центру критику сверлом 5 мм. Графит
довольно хрупок, поэтому действуем осторожно хорошо заточенным инструментом. Заготовка сделана.
Обточку можно производить на сверлильном станке с использованием шкурок.
Но лучший вариант, конечно, токарный станок, чем я и воспользовался. На больших оборотах с
малой подачей процесс идет не быстро, но уверенно. Надо только сначала сделать оправку в
виде шпильки, на которую одевается заготовка и которая зажимается в патроне. Чтобы заготовка
плотно сидела на оправке и не лопнула при зажиме гаек, надо использовать кожаную прокладочку.
Обтачиваем до нужного диаметра, подгоняя под корпус двигателя, делаем канавку для резинового
кольца-уплотнителя и ступеньку для теплозащиты. Основные операции сделаны.
Осталось сделать конфузор и диффузор, сопло нам нужно сверхзвуковое.
К сожалению, длина сопла получается небольшой, поэтому конфузор мы только обозначаем, снимая
небольшую фаску в канале. А диффузор делаем практически полноценный с выходным диаметром 8 мм.
Для этого надо обернуть сопло двумя слоями изоленты, зажать в патрон и аккуратно металлической
шарошкой нужной формы расточить критику. Тут главное не спешить и действовать осторожно,
периодически прекращая подачу шарошки и очищая её от графитовой крошки. После оформления
диффузора остается надеть резиновый уплотнитель и сопло готово.
Готово, да не совсем. Крепить винтами графит не получится, он для
этого слишком хрупок. Поэтому вытачиваем из дюраля толстостенное кольцо, которое и
будет крепиться 6-ю винтами М3 к корпусу. Графитовое сопло будет просто упираться в него
плоским торцом на выходе. Вот теперь с соплом все. Напомню, только, что сверления под резьбу в кольце
надо проводить вместе с корпусом, чтобы совпадение отверстий было идеальным.
Разгара критики тоже нет, однако без ложки дегтя не обошлось.
На внутренней стороне сопла хорошо заметны следы эрозии графита. По-видимому,
графит от троллейбусных электродов не отличается высоким качеством. Ну что ж, дешево хорошо не бывает.
Сопло можно использовать повторно, но не бесконечно. И надо будет защищать конфузор.
Очевидно, возникла необходимость разработать способ защиты конфузора. Сопло было доработано и
16.01.2010 двигатель прошел
летные испытания на ракете РК-3 "Ирокез".
Отработал на все сто.
Сопло использовалось то же самое, но в целях защиты было покрыто со стороны конфузора слоем эпоксидки.
В результате эрозия графита по внешним признакам была небольшой. Критика не изменилась.
Сопло можно использовать и дальше, при условии восстановления эпоксидной защиты.
Для упрощения подготовки сопла к работе придумал несложную оправку для заливки эпоксидки на внутреннюю поверхность.
Она состоит из кольца высотой 5 мм отрезанного от дюймовой полипропиленовой трубы для холодной воды.
Внутренний диаметр её 20 мм совпадает с диаметром ступеньки теплового замка на сопле. Надеваем кольцо на
ступеньку и получаем ванночку для заливки защитного слоя эпоксидки. Чтобы эпокидка не вылилась через
критику, затыкаем ее подходящим пластиковым конусом. Подходящим конусом оказалась коническая насадка от стандартного
тюбика с герметиком.
В результате получается аккуратный ровный защитный слой толщиной 2-3мм. Можно слегка раззенковать вход в критику.
С эпоксидной защитой сопло уже поработало на ракетах Ирокез и Циклон-2, и, думаю, еще поработает.
В качестве резюме выскажу мнение, что дармовой графит от троллейбусных электродов не
самый лучший выбор для ракетных сопел, но все же вполне может быть использован в перезаряжаемых
движках. С дополнительной защитой конфузора от горячего потока газов
такое сопло может выдержать не один цикл. А к разгару критики оно достаточно устойчиво.
Об остальных преимуществах такого сопла я уже говорил.
Конструкция мотора, я бы сказал, классическая и улучшать особенно нечего. Кроме сопла.
Да, эпоксидная защита справляется со своей задачей и позволяет использовать дешевый
графит, но это требует дополнительной подготовки сопла перед каждым использованием. Если есть
возможность достать качественный конструкционный графит марок МПГ-6 или МПГ-7, то сопло из
него выдерживает тепло-эрозионные нагрузки и без дополнительной защиты. Именно эту
модернизацию я и проделал, выточив сопло из МПГ-7.
Поскольку заготовка позволяла, увеличил длину сопла до 15,5 мм, плюс спрофилировал канал в фиксирующем кольце так, чтобы он был продолжением диффузора.
Увеличение длины сопла необходимо учесть в длине теплозащиты. Её надо уменьшить примерно на 3-4 мм, точнее надо определить по месту.
Проведенная модернизация обеспечивает экономию времени и трудозотрат при снаряжении мотора и повышает эффективность сопла за счет большего расширения ~7.3.
Проверка мотора с новым соплом успешно прошла в летном испытании ракеты Циклон-2М от
18.09.2011г.. Никаких изменений после
работы мотора на сопле не обнаружено. Конструкционный графит МПГ-7 - отличный материал для сопла.
Дюралевое кольцо тоже как новое.
Вместе с решением задачи облегчения двигателя, создания графитового сопла
удалось упростить конструкцию двигателя и убрать шероховатости, которые были характерны для РДК-4.
Снаряженный вес двигателя составил 165г, что не намного больше, чем у бумажного РДК-3Ф, при этом
характеристики гораздо солиднее. Не скажу, что больше нет резервов в данной конструкции, но все основные
улучшения осуществлены.
Таким образом, создан легкий мощный и несложный в эксплуатации
ракетный двигатель многоразового использования для любительских ракет взлетной массой до 1 кг.
Он уже уверенно отработал несколько запусков на ракетах Ирокез, Циклон-2 и Циклон-2М.
/12.10.2009 kia-soft/
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.