Идея использовать такой электронный компонент, как SMD-резистор, в качестве накального
элемента для систем зажигания уже давно перестала быть просто идеей. Доступность и разнообразие
SMD деталей,
привела к тому, что SMD-воспламенители достаточно хорошо исследованы и применяются у нас и на западе.
Просмотрев несколько сайтов, посвященных этой тематике, я тоже решил попробовать такой игнитор в
качестве альтернативы бортовому
воспламенителю из лампочки накаливания.
Привлекла хорошая компактность SMD-запала.
Основной источник питания на большинстве любительских ракет 9В батарейка типа Крона. Следуя
рекомендациям некоторых авторов, для такого напряжения взял резисторы на 10 Ом в корпусе SMD 1206.
Видимо можно брать и в корпусе SMD 0805, но с ними уже трудно работать.
Единственное, что еще хотелось выжать из конструкции -
сделать ее максимально тонкой, для
возможности зажигания двигателя, например второй ступени, через сопло.
Для этого взял два тонких одножильных провода и развернул сам резистор на 90°.
После подпайки проводов к резистору максимальная толщина конструкции получилась не более 3.5 мм.
В качестве обмазки в обязательном порядке надо брать легко воспламеняющийся состав. В обиходе
лучше спичечного состава ничего нет. Разводим спичечную "серу" в теплой воде до состояния сметаны и
обмазываем резистор. Для простых целей этого достаточно. Но если необходимо повысить
надежность зажигания и температуру вспышки, не дожидаясь пока спичечная обмазка высохнет,
окунаем головку запала в
алюминиевый порох.
В результате, после высыхания обмазки, получаем воспламенители, которые можно использовать в
бортовых системах с напряжением 9В или для зажигания ракетных двигателей с соплами,
имеющими диаметр критики более 4,5 мм.
Очевидно, сделать SMD-запалы не сложно, однако для использования их на борту надо
убедиться в их надежности. Для этого провел
испытания нескольких запалов. При испытаниях использовал
пусковое устройство, позволяющее визуально оценить задержку срабатывания. Все игниторы уверенно сработали,
однако время запаздывания хоть и было стабильным, однако составило ~2 с. Это многовато.
Причиной оказался не самый качественный (Chameleon alkaline) и не очень свежий источник питания.
После замены батарейки на DURACELL-овскую задержка практически изчезла, по крайней мере не превысила 0.5 сек.
Т.е. при хорошем источнике питания запал вполне рабочий.
Проверка работоспособности SMD-воспламенителя дала положительный результат. Для практического
применения есть одна основная рекомендация - качественный источник питания, позволяющий получить
ток разрядки не менее 1 Ампера. Однако при таком источнике надежно срабатывают и
стандартные запалы
из нихромовой проволоки. А они, на мой взгляд, проще в изготовлении и прочнее.
Единственное замечание,
для бортового использования лучше уменьшить количество витков нихрома в 2 раза, чтобы сопротивление
было
4-5 Ом.
/09.03.2010 kia-soft/
***