Что касается длин, то первый трос должен быть такой длины, чтобы позволял выдвинуть стакан мортиры за пределы корпуса ракеты, для контроля и обслуживания. Второй трос должен позволить поршню полностью выйти за пределы корпуса при срабатывании заряда, плюс запас порядка 50-100мм. Третий трос должен позволять утопить до упора поршень для снаряжения системы, при этом головная часть ракеты не должна упереться в хвостовую, чтобы можно было уложить парашют.
И еще одно. Суммарная длина тросов от мортиры до приборного отсека
должны быть немного короче электрического провода, соединяющего таймер с игнитором, дабы последний не
порвался. Думаю это понятно, просто напоминаю.
Итак, корпус (4). Стакан он и в Африке стакан.
Цилиндр длиной 90мм сделан из 3-х слоев ватмана на эпоксидке по фюзеляжной технологии. Снизу наглухо
вклеен диск из 5-ти миллиметровой фанеры. В диске с краю просверлено небольшое ~3мм отверстие, через
которое проходит и крепится силовой трос, точнее средний трос. Трос проходит в отверстие внатяг, герметизируя его.
Крепление осуществляется простым завязыванием троса с образованием петли и узла. Узел фиксирует,
а петля служит для соединения с первым тросом, идущим от переборки.
Диаметр стакана таков (~38.5мм) что он с небольшим трением входит внутрь хвостовой части фюзеляжа и
опирается на силовое кольцо (1). Задача стакана - устранить утечку газов в двигательный отсек и предохранить
корпус ракеты от первичного давления и нагрева. Есть и еще одна, несколько необычная функция.
Поскольку стакан жестко не закреплен на корпусе и в тоже время плотно подогнан по диаметру,
то в момент раскрытия парашюта стакан первый воспринимает удар и, работая как пневмопоршень,
демпфирует его, уменьшая нагрузку на фюзеляж, точнее на хвостовую часть фюзеляжа.
Собственно мортирка (5) это просто стволик длиной 50мм и калибром ~20мм,
выклеенный из 5-ти слоев офисной бумаги. Снизу стволик закрывается патроном для лампочки от карманного
фонарика старого образца, который фиксируется вклеенным картонным кольцом. Мне удалось раскопать
патрон, выточенный из гетинакса с латунной резьбовой вставкой, который как специально был сделан для этих целей.
Снаружи на стволик клеются два картонных кольца, фиксирующие (но не намертво) стволик в корпусе-стакане.
В кольцах с противоположных сторон сделаны попарно отверстия 4-5мм, через, которые пропускаются с одной стороны
трос и провод, идущий на патрон игнитора, с другой. Через отверстия, где проходит электрический провод предварительно надо
вставить пластиковую трубку для тепловой защиты провода в районе выхлопа.
Таким образом, мортирка легко вытаскивается из стакана, но никуда не девается,
поскольку держится на тросе. Т.е. ее можно легко вытащить для перезарядки, но она не потеряется в случае
полного выхода стакана за пределы корпуса ракеты.
Немного подробнее о технолоии можно почитать в статье Запал из лампочки.
Заряжается мортирка навеской малинового пороха или нитропороха, на
худой конец, черного пороха. Заряд пыжуется бумажным или войлочным пыжом. Пыжи от патронов 12-го калибра
вполне могут подойти. Напомню, что навеску придется определять экспериментально, путем наземных тестов.
Сам приборный отсек представляет собой
стакан (11) в который таймер свободно укладывается и опирается на шток выключателя. Выключатель кнопочный, взят от старого телевизора.
От болтанки схемка защищена
двумя картонными кругами-направляющими, которые входят в стакан без трения. Сверху на таймер, точнее на
верхний направляющий диск свободно укладывается батарейка DURACELL, типа крона. Таким образом, при старте ракеты, за счет перегрузки,
возникает увеличение усилия на шток от возросшего веса схемы и батарейки, и выключатель срабатывает, запуская таймер.
Обычная инерционная схема включения, но в качестве грузиков используется сам таймер и батарейка.
Дно отсека выполнено из 5-ти миллиметровой фанеры. К нему крепится силовой трос, удерживающий носовую часть при отстреле,
и есть отверстие для электрического провода, который передает напряжение на игнитор.
Верхней крышкой отсека служит носовой обтекатель. В обтекателе монтируется светодиод, индицирующий
работу электроники и общий выключатель питания.
Поначалу светодиод монтировался прямо на плате таймера, а общего
выключателя питания не было вовсе. Однако по мере возни с системой и в процессе наземных отработок стало
совершенно очевидно, что контролировать наличие питания и отсутствие разрывов цепи необходимо и после
установки таймера в приборный отсек. Кроме того возможность случайного срабатывания инерционного выключателя
при подготовке ракеты к старту, которое
тоже контролируется светодиодом, показало жизненную необходимость внешнего выключателя питания,
позволяющего быстро остановить работу электроники.
Со светодиодом все решается элементарно - небольшое боковое отверстие в обтекателе и установка туда диода с внутренней стороны. А вот с выключателем... Мне, как бывшему аэродинамику, очень не хотелось, чтобы из ракеты торчали какие-то ручки тумблеров. Слегка пораскинув серым веществом, пришел к выводу, что придется делать что-то самодельное, причем, было бы очень удобно использовать для включения-выключения поворот обтекателя вокруг оси при его фиксации на носовой части фюзеляжа. Сказано-сделано. В канавке замка, в том месте, где останавливается круг фиксатора в момент полного закрытия замка, вывел два контакта. Один контакт - просто П-образная медная проволока 1,5мм. Полочка этой П выходит в канавку, а ножки - внутрь обтекателя. Второй контакт - жестяная пластинка шириной 5-7мм, тоже проходящая через стенку обтекателя параллельно первому контакту и загнутая в его сторону. За счет естественной упругости пластина не касается проволочного контакта, но когда диск фиксатора наезжает на нее, то пластина достаточно плотно прижимается к первому контакту. Лучше оба контакта предварительно облудить припоем. Вот и весь выключатель. Осталось припаять к его внутренним выводам концы от разрыва в плюсовом проводе питания.
Наконец пристыковываем головную часть ракеты с отсоединенным обтекателем и приступаем к запуску таймера. Вытягиваем шток инерционного выключателя, подсоединяем батарею к разъему, обязательно зафиксировав разъем кольцевой резинкой. Аккуратно опускаем таймер с батарейкой в стакан до самого дна. Устанавливаем обтекатель и поворачиваем его для фиксации замка. При этом должен замкнуться выключатель сети и загореться светодиод. Если светодиод не загорелся - ищем неисправности. Если загорелся - ракета готова к старту. Осторожно устанавливаем ракету на направляющую. При этом следим за светодиодом. Если он вдруг потух, то это может означать случайное срабатывание инерционного выключателя, поэтому тут же отключаем систему поворотом обтекателя на открытие. Снимаем обтекатель и проверяем систему. Если все обошлось, то можно...
Лететь? Пока нет. Надо сначала провести тесты по определению навески заряда. Т.е. наземные испытания
системы спасения. Движок пока не ставим, ставим муляж. Ускорение при взлете, заставляющее сработать инерционный
выключатель, можно смоделировать падением ракеты на хвост с небольшой высоты ~200мм. Как это сделать - дело вкуса.
Я, например, подложил войлочный круг, а ракету поставил на стержень (толстый фломастер). Выдергивая стержень за нитку,
заставлял ракету падать хвостом на войлочный круг.
Дальше засекаем время и наблюдаем. Через 9-10 секунд должен сработать
заряд и головная часть должна отделиться от хвостовой, а парашют должен быть выброшен наружу. Вот как это выглядит
на практике.
Чтобы как-то предварительно сориентироваться с навеской скажу, что у меня получилось 0,85г пороха "Сокол".
Вот теперь можно действительно лететь.
/02.07.2008 kia-soft/
P.S.
04 октября 2008г был осуществлен
успешный запуск ракеты серии РК-3 "ИРОКЕЗ".
Все системы, о которых рассказано в рамках этого проекта, и, в частности, система спасения,
отработали надежно.
На этом завершено создание ракеты РК-3 "ИРОКЕЗ".