Ракеты... Проект "Циклон": Система спасения

Система спасения ракеты "Циклон"


крепление пламегаситель трос парашют сборка

Страничка ракетостроения. Последнее обновление:

О системе спасения ракеты "Циклон" разговор будет недолгий. Это тоже модернизация системы спасения проекта РК-2. Модернизация довольно удачная. Система стала еще надежней - первый полет ракеты завершился мягкой посадкой - и в тоже время технологичней. Опять-таки остановлюсь только на отличиях. Схема системы представлена на Рис.1. При описании буду ссылаться на схему.

Крепление
Вместо поперечно вкрученного в фюзеляж (1) винта в данном случае применена шпилька М5 (6). Изменение небольшое, но позволяет уменьшить сопротивление ракеты, поскольку нет выступающей за корпус головки винта. Внешний вид опять-таки. Немного подробнее об этом элементе смотрите в статье Планер ракеты "Циклон".

Пламегаситель
В отличие от РК-2 пламегаситель выполнен в виде отдельного съемного блока и никак не связан с силовым тросом. Это значительно упрощает конструкцию и ее обслуживание. Т.е. можно снять пламегаситель, не разбирая всю систему. Пламегаситель просто вставляется снизу между силовой шпилькой и двигателем, а потому не требует никаких крепежных деталей. Корпус пламегасителя (4) - это отрезок пластиковой трубы длиной 60мм с таким диаметром, чтобы он легко, но плотно входил внутрь фюзеляжа. Подобрать такую трубу не удалось, поэтому я сделал корпус пламегасителя из той же трубы, что и корпус ракеты. Отрезал кусок нужной длины и вырезал часть стенки шириной 15мм. Такой разрезной цилиндр легко входит в фюзеляж, при этом края разреза плотно смыкаются, не нужна даже склейка.

Задача корпуса двоякая. С одной стороны он служит контейнером для рабочего тела пламегасителя и упором для двигателя, с другой стороны - он защищает фюзеляж от тепловых нагрузок.

Рабочее тело (5) - тоже металлическая мочалка. Просто затыкается в корпус. Деться ей оттуда некуда. Сверху она удерживается силовой шпилькой, а снизу - движком (2).

Движок упирается в корпус пламегасителя не напрямую, а через втулку (3), играющую еще и роль уплотнительного элемента, предотвращающего прорыв выхлопных газов от вышибного заряда. Поэтому втулка это не только элемент крепления двигателя, но и элемент системы спасения. Подробнее про втулку также в статье о планере.

Трос
Силовой трос (7), такой же, как в РК-2, но он крепится напрямую к силовой шпильке.

Парашют
Изюминка и отличительная особенность парашюта ракеты "Циклон" это его купол. Увидав как-то у лоточников детский зонтик - знаете такой, на голову одевается - я сразу понял, это готовый купол парашюта. Яркая разноцветная окраска, тонкая синтетическая ткань, форма, имеющая объем - что еще надо? Размер тоже подходящий, 76 см в диаметре. Так оно и получилось, т.е. получился прекрасный парашют для "Циклона". Надо только было вырезать центральное отверстие и приделать стропы по технологии РК-2. Получилось довольно символично: "Циклон" цвета грозовой тучи в конце полета расцветает радугой парашюта. Это и красиво, и помогает наблюдать процесс приземления. Рекомендую, не пожалейте стольника и получите шикарный парашют, и сэкономите силы на изготовление купола.

Сборка
Вот и все конструктивные особенности данной системы. Собрать ее не сложнее, а скорее проще, чем в ракетах серии РК-2. Останавливаться на очевидном не будем. И все же напомню, что перед полетом надо провести тестовые стендовые испытания системы спасения, проверить надежность и подобрать навеску вышибного заряда. Для "Циклона" я использую навеску 1г пороха "Сокол".

По результатам испытаний и первых полетов могу сказать, что система очень надежна, тепловая нагрузка на элементы системы и планера минимальны, эксплуатация проста и удобна. /02.09.2008 kia-soft/

***
Используются технологии uCoz