Снять работу системы удалось через месяц. Правда получилось тоже не слишком удачно, см. видео, т.е. чтобы разглядеть открытие парашюта, надо очень постараться. Но все равно полет красивый.
Когда писалась статья о проекте РК-1, проект РК-2 был только в самом зародыше. Но уже тогда, я высказал мнение, что система спасения - самая сложная в ракете, не несущей других полезных грузов. Как в воду глядел. Больше всего времени потрачено именно на отработку этой системы. Была, правда, допущена и тактическая ошибка. Для таких тонких и ответственных систем надо, конечно, проводить сначала серию наземных тестовых испытаний, прежде чем проводить полеты. Именно после такой серии стендовых испытаний и был осуществлен успешный запуск.
Однако хватит воды. Расскажу о том, что получилось, и в чем уверен. Схема системы спасения ракеты РК-2-1 представлена на Рис.1. Она получилась простой и надежной. Давайте по порядку. Позиции элементов на схеме буду указывать цифрами в скобках. Например, фюзеляж (1).
Одним концом трос (5) соединен с пламегасителем (4). Другим - со следующим элементом
системы - поршнем (6). Длина троса должна быть такой, чтобы поршень выходил за пределы фюзеляжа на 10-15см.
Лень - двигатель прогресса. Природная лень и
отсутствие хорошей швейной машинки заставили меня придумать технологию изготовления тканевого
парашюта без шитья.
По этой технологии парашют диаметром до 80см, т.е. для небольшой ракеты весом
до 700г, делается даже легче, чем из пластикового пакета.
Зная вес своей ракеты, вы можете прикинуть в моей программе
amo-1 размер парашюта, требуемый для нужной скорости снижения.
На "ФЕНИКСЕ", вес которого не превышал 200г был успешно применен плоский шестигранный парашют диаметром
всего 46см. По ходу замечу, что гнаться за большими куполами не только не обязательно, но и может выйти боком.
Однажды мне уже пришлось отмотать 2км по пересеченке за снесенной ветром ракетой.
Для начала делаем шестигранную, а начиная с диаметра 60см лучше восьмигранную,
выкройку из газеты. По выкройке разогретым паяльником вырезаем купол. Стропы делаем из капроновых веревок
толщиной где-то около 1мм. Длина строп приблизительно в 2-3 раза больше диаметра купола,
плюс запасик на организацию центрального стропа, амортизатора, петли крепления к поршню.
Теперь крепим стропы к куполу. Вот тут-то самая фишка. Никакого шитья. Делаем на стропе
простой узел-удавочку и накидываем на сложенный в два раза уголок купола и хорошо так затягиваем на
расстоянии 10 мм от вершины угла.
Слегка обрезав лишний конец узелка и уголка, оплавляем их
зажигалкой до образования аккуратных круглых галтелей. Оплавляем так, чтобы галтели плотно
прилегали к узлу. Все, строп присоединен. Таким же образом крепим все стропы. И затем с небольшим
усилием расправляем купол в месте крепления каждой стропы. Один нюанс - сложение всех уголков купола
надо делать в одном направлении (вниз). Тогда после закрепления строп, купол будет не плоским, а приобретет
некоторый объем, что увеличивает эффективность парашюта.
Если кто-то думает, что такое соединение строп и купола не прочное, тот глубоко заблуждается. В этом я убедился, когда в одном аварийном полете парашют открылся на взлете. Скорость была очень приличная, но ракета быстро затормозила, а для ремонта окзалось достаточным закрепить одну оторвавшуюся стропу.
Собственно, парашют готов, осталось соединить стропы вместе, организовать амортизатор, и прикрепить к поршню.
С момента написания этой статьи прошло немало времени. Парашюты, выполненные по данной авторской технологии,
были установлены на все мои ракеты, а это, на данный момент, порядка десятка. Им пришлось поработать в
очень разных условиях, в том числе и аварийных и околоаварийных при запредельных нагрузках.
Все ипытания они с честью выдержали и в случае срабатывания системы спасения все ракеты были спасены.
Многие ракетчики повторили мою конструкцию и остались довольны результатом. Поэтому могу смело рекомендовать
этот несложный в исполнении, но очень надежный парашют, к использованию.
Совершенно заслуженно присваиваю ему персональное наименование ПРСК-1, или Парашют Ракетный Спасательный К...-1
(К - от автора).
Если размеры ракеты не ограничивают, можно применить "правильный" способ.
Он основан на стандартной методике сложения запасных спасательных парашютов. Так же складываем купол,
как складной зонтик, расправляя складки. Распределяем складки на две равные стопки рис.2.
Накладываем одну стопку на другую, сложив конструкцию вдоль оси рис.3.
Далее есть два варианта. Если ширина полученой двойной пачки слишком большая, то верхнюю и нижнюю половины еще раз складываем пополам в обратную сторону наружу, т.е. верхнюю - вверх, нижнюю - вниз, рис.4 . Если небольшая, сразу переходим к следующему этапу - сложению Z-образными мелкими складками в поперечном направлении, начиная с вершины, рис.5. Получается компактная стопочка (см.фото в начале раздела), которую обматываем стропами и упаковываем в фюзеляж.
Для подстраховки можно защитить парашют дополнительно полоской туалетной бумаги. Берется полоска туалетной бумаги в два раза длиннее, чем парашютная "колбаска". Полоску складываем пополам, в сгиб упираем торец скрутки и обминаем бумагу вокруг него. Просто намотать бумагу нельзя, она будет препятствовать раскрытию, а в таком виде она моментально срывается набегающим потоком. Последнее время я этого не делаю, поскольку при наличии хорошего пламегасителя, необходимости в этом нет.
Наконец заправляем в фюзеляж амортизатор и устанавливаем обтекатель.
Все, система готова к работе. Хорошо собранная система срабатывает, если просто не очень сильно
дунуть с нижней стороны фюзеляжа.
В качестве резюме напомню некоторые нюансы. Система успешно испытана на ракете РК-2-1 "ФЕНИКС", весом ~200г, внутренний диаметр 25мм, потолком 400м. Рабочий объем камеры системы спасения ~145куб.см. Для такого объема необходимая навеска вышибного заряда составляет 0,5г "малинового пороха" или охотничьего пороха "Сокол".
Точную навеску для каждой конкретной ракеты надо определять путем проведения серии наземных стендовых
испытаний. Т.е. берете готовую ракету, устанавливаете двигатель без топлива, но с вышибным зарядом
и инициируете заряд. И так до тех пор, пока все не будет нормально работать, как на этой
видеозаписи
стендового испытания. После этого можно лететь.
Не забудьте защитить изнутри пластиковый корпус ракеты вставкой бумажной трубки, по-крайней мере в районе мортирки и пламегасителя. Это нужно, если корпус ракеты сделан из тонкостенной пластиковой трубки (1мм для ФЕНИКСа). Эксперименты с довольно толстостенной полипропиленовой трубкой (2,5мм для ВИКИНГа) показали, что при наличии пламегасителя такую защиту ставить не надо.
Помните, что для нормальной работы необходимо уплотнение при установке двигателя.
Понятно, что систему можно применять для ракет практически любого размера, но при этом надо вносить определенные коррективы.
Многие ракетчики применяют различные механические системы выброса парашюта.
В основном это делается с целью избежания тепловых повреждений элементов системы. В остальном механические
системы, на мой взгляд, проигрывают пиротехническим. В разработанной мною системе спасения ракеты удалось радикально
решить проблему тепловых перегрузок, и в результате получена легкая и надежная конструкция.
/27.11.2007 kia-soft/
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.
P.P.S.
Последняя серьезная корректировка проведена 12.02.2008г. Корректировкой это назвать трудно, поскольку от
старой редакции почти ничего не осталось. Это связано с тем, что конструкция системы спасения
радикально переработана, испытана и проверена на практике. Вся беллетристика выкинута и сделано
подробное описание рабочей системы спасения для ракеты РК-2-1 "ФЕНИКС".
На этом успешно завершена разработка проекта РК-2.
Все задачи, которые ставились в рамках проекта решены.
Пора переходить к новому проекту
РК-3...