На ракете Циклон-5м применена двухпарашютная, или двухстадийная система спасения аналогичная системе, впервые примененной на ракете Круиз-1. Подробности можно посмотреть в статье Система спасения ракеты Круиз-1 Схема почти такая же, даю здесь только для удобства обращения к элементам конструкции.
Я остановлюсь в основном на размерах элементов и некоторых отличиях. При описании конструкции традиционно будем придерживаться следующей схемы: элементы тормозной части будут идти с индексом 1,
а элементы основной части - с индексом 2.
Оба независимых фала крепятся к стальной силовой шпильке. Сама шпилька сделана из винта М5 и вкручена не в корпус, а в силовое кольцо высотой 34мм и стенкой 4мм, выполненное из намотки ватмана на эпоксидке. В отличие от Круизовской системы, это кольцо не вклеено в корпус, а просто вставляется до упора во вклеенное в корпус стопорное кольцо из пластика. Получается удобная разборная конструкция.
Упорное колечко, высотой 29 мм сделано из трубы корпуса. Вырезана сбоку полоса шириной 9 мм, что позволило уменьшить диаметр. Вклеено на суперклее.
Чтобы избежать перетирания фалов, на силовую шпильку надета алюминиевая трубка подходящего диаметра.
Конструкция мортир стандартная, можно посмотреть в статье про Циклон-2М.
Мортира2, выполненная из ватмана на эпоксидке, диаметром 44 и высотой 50 мм жестко крепится к приборному отсеку, являясь крышкой для него. Через нее проходят провода зажигания обоих систем с позолоченными разъемами для подключения БРЭО и питания мортиры1. Для срабатывания применены обычные БАД-1Л. Приборный отсек плотно вставляется снизу в отсек системы спасения, немного не доходя до силового кольца. Это небольшой, но важный нюанс, т.к. этот зазор позволяет избежать закусывания проводов зажигания.
Фиксируется мортира2 в корпусе приборного
модуля быстроразъемным поворотным замком, разработанным еще для ракеты Ирокез. Это дает быстрый доступ к электронике приборного
модуля.
Мортира1 тоже стандартная, но подвижная. Её длина тоже 50 мм, а диаметр 40 мм, меньше, чем внутренний диаметр корпуса (47 мм). Крепится к фалу2 и имеет два войлочных кольца, позволяющих создать
уплотнение со стенками корпуса даже при наличии сбоку фала1. К ней снизу крепится фал2. Подключается мортира1 специальным разъемом через длинный
провод питания, идущий параллельно фалу2 и нежестко зафиксированный на фале кольцами из силикона.
Поршень1 обычный, пенопластовый с войлочной защитной уплотнительной накладкой толщиной 2 мм. Длина 40 мм, диаметр 46 мм. Через осевое отверстие в поршне1 в натяг пропущен фал1.
Поршень2 приспособлен к работе в присутствии фала системы1.
Пенопластовое тело поршня имеет длину 35 мм и диаметр 40мм, что заметно меньше внутреннего диаметра корпуса.
Уплотнение с корпусом достигается двумя мягкими войлочными дисками-накладками, толщиной 8 мм. Через осевое
отверстие в поршне2 в натяг пропущен фал2 и провод питания мортиры1.
Приборный отсек является одновременно и частью корпуса и элементом системы спасения.
Это прочный двухслойный пластиковый контейнер, соединяющий две части корпуса и фиксирующий их с
помощью шпилек М5. К верхней крышке жестко закреплена мортира2. Через мортиру, в защитной силиконовой трубке
проходят провода питания обоих мортир. Они выходят внутрь приборного отсека, где с помощью разъемов соединяются с
электроникой управления.
Управление системой спасения осуществляется электронным модулем БРЭО-М разработанным ракетчиком pinko. Подробности можно посмотреть на сайте pinko. Это барометрический прибор позволяющий регистрировать характеристики полета и в нужный момент включать мортиры системы спасения. Питание прибора осуществляется от трехбаночного литиево-полимерного аккумулятора. Брэо выполнено так, что его крепление осуществляется к стенке активатора винтами М3, при этом все управление выходит на стенку. Для доступа к управлению в активаторе сделано длинное прямоугольное окно, а в корпусе ракеты сделаны ответные небольшие окна в местах соответствующих положению элементов управления и индикации. Аккумулятор довольно плотно укладываются в корпус и не требуют какого-то специального крепления. А для защиты от перегрузок под крышки контейнера уложены мягкие диски из вспененного полиэтилена.
Для выравнивания бортового и забортного давления в корпусе модуля предусмотрены 3 отверстия диаметром 3 мм.
Аналогичное отверстие есть и в корпусе ракеты. Эти отверстия совпадают и обеспечивают сквозной канал.
Снизу активатор закрыт обычной крышкой из бука на замке, аналогичном замку крепления мортиры2. Вообще активатор разделен на два отсека
перегородкой из оргалита с эпоксидкой. В верхнем отсеке расположено БРЭО-Н, а нижний отсек для любого доп. оборудования. Так что нижняя крышка
активатора фактически закрывает нижний отсек.
Сборка двухстадийной системы подробно расписана в статье Система спасения ракеты Круиз-1.
Система успешно прошла
стендовое испытание.
Определены навески пороха:
/26.08.2016 kia-soft/