На ракете Круиз-1 впервые применил двухпарашютную, или двухстадийную систему спасения. Работает она так. Где-то примерно в апогее выбрасывается небольшой тормозной парашют. Его задача снизить скорость ракеты до 20-30м/с. После спуска до высоты 100-200м выбрасывается второй основной парашют для мягкой посадки со скоростью 5-8 м/с. Смысл такой системы - значительно уменьшить время спуска ракеты, а, следовательно, и ветровой снос, что должно упростить наблюдение и поиск ракеты после приземления.
Схема системы представлена на Рис.1. Очевидно, что многие элементы перенесены с уже отработанных конструкций, например таких, как система спасения ракеты Циклон-2М. Скажу больше, применение подвижной мортиры на предыдущих ракетах серии Циклон позволило разработать оригинальную схему работы. Дело в том, что оба парашюта выбрасываются из одного отсека и для этого не требуется дополнительного разделения корпуса. При этом не нужно каких-то специальных хитрых приспособлений типа пирочеки. Соответственно, оба выброса выполняются принудительно, что должно повысить надежность работы.
В дальнейшем, при описании конструкции будем придерживаться следующей схемы: элементы тормозной части будут идти с индексом 1, а элементы основной части - с индексом 2.
Вообще, идея системы очень проста. В корпусе как бы есть две обычных одностадийных системы. Тормозная система, или система1, имеет
тонкий ленточный фал, маленький парашют1 и стандартный поршень1. Приводится в действие подвижной мортирой 1, которая крепится на фале2 второй основной системы,
или системы2. Сама система2 имеет более мощный фал2, парашют2 большего размера и поршень2, имеющий мягкие войлочные манжеты. Приводится в
действие мортирой2, жестко установленной на верхней крышке приборного отсека.
Таким образом, имеем два независимых фала. Они крепятся к стальной силовой шпильке. Сама шпилька
вставлена не в корпус, поскольку стенки корпуса довольно тонкие, а в силовое кольцо, вклеенное в
отсек системы спасения.
От перегрева фалы защищены в месте крепления силиконовыми трубками.
Конструкция мортир стандартная, можно посмотреть в статье про Циклон-2М.
Мортира2 жестко крепится к крышке приборного отсека. Через нее проходят провода зажигания обоих систем. Для срабатывания применены обычные БАД-1Л. Приборный отсек плотно вставляется снизу в отсек системы спасения до силового кольца, фиксируется штыревым замком и герметизирует нижнюю часть.
Мортира1 тоже стандартная, но подвижная. Её диаметр 35 мм, меньше, чем внутренний диаметр корпуса (38 мм). Крепится к фалу2 и имеет два войлочных кольца, позволяющих создать
уплотнение со стенками корпуса даже при наличии сбоку фала1.
Поршень1 обычный, пенопластовый с войлочной защитной уплотнительной накладкой толщиной 2 мм. Длина 30 мм, диаметр 38 мм. Через осевое отверстие в поршне1 в натяг пропущен фал1.
А вот поршень2 приспособлен к работе в присутствии фала системы1.
Пенопластовое тело поршня имеет длину 25 мм и диаметр 30мм, что заметно меньше внутреннего диаметра корпуса.
Уплотнение с корпусом достигается двумя мягкими войлочными дисками-накладками, толщиной 8 мм. Через осевое
отверстие в поршне2 в натяг пропущен фал2 и провод питания мортиры1.
Приборный отсек является одновременно и частью корпуса и элементом системы спасения. Это прочный бумажно-эпоксидный контейнер, соединяющий две части корпуса и фиксирующий их с помощью штыревых замков. К верхней крышке жестко закреплена мортира2. Через мортиру, в защитной силиконовой трубке проходят провода питания обоих мортир. Они выходят внутрь приборного отсека, где с помощью разъемов соединяются с электроникой управления.
Управление системой спасения осуществляется электронным модулем БРЭО-М разработанным ракетчиком pinko. Подробности можно посмотреть на сайте pinko. Это барометрический прибор позволяющий регистрировать характеристики полета и в нужный момент включать мортиры системы спасения. Питание прибора осуществляется от трехбаночного литиево-полимерного аккумулятора. Брэо и аккумулятор довольно плотно укладываются в корпус и не требуют какого-то специального крепления. А для защиты от перегрузок под крышки контейнера уложены мягкие диски из вспененного полиэтилена.
Для выравнивания бортового и забортного давления в корпусе модуля предусмотрено отверстие диаметром 1,5 мм.
Аналогичное отверстие есть и в корпусе ракеты. Эти отверстия совпадают и обеспечивают сквозной канал.
Сборка двухстадийной системы всегда не простая. Однако сложность только в правильной последовательности укладки и соблюдении некоторых правил.
Прежде всего, подключаем бортовые аккумуляторы давления к мортирам, устанавливаем пламегасители.
Теперь укладываем начинку модуля системы спасения. Вытягиваем все фалы, натягиваем фал1 и удерживаем его в натянутом положении. Вставляем поршень2 до упора, укладываем парашют2 и его фал, вставляем мортиру1 и проталкиваем до упора.
Далее отпускаем фал1 и укладываем его, вставляем поршень1 и парашют1. Опять до упора. Устанавливаем ГО.
Следующим этапом снимаем крышку приборного модуля, подключаем провода питания мортиры1 к разъему на выходе мортиры2. Подключаем выходы БРЭО-М к разъемам проводов питания в крышке приборного модуля. Подключаем питание электроники и контролируем целостность цепи и готовность оборудования к работе.
Наконец, закрываем крышку приборного отсека и вставляем в отсек системы спасения до защелкивания замка. Устанавливаем моторный отсек, опять-таки, до защелкивания замка.
Все система собрана. Сфоткать такой процесс несколько проблематично, но, надеюсь, я рассказал достаточно подробно, чтобы разобраться.
Система успешно прошла
стендовое испытание
Уверенно сработала от навесок
/11.10.2015 kia-soft/