На ракете Каприз системой спасения оснащена только вторая ступень. Конструктивно
система спасения близка к системам проекта РК-2,
точнее к ее модернизированной версии в проекте
"Экстрим" .
Однако ее удалось еще более упростить, хотя, казалось бы,
что упрощать уже некуда. Некоторые решения были вызваны особенностями двухступенчатой схемы. Но,
несмотря на простоту, система осталась надежной и вполне применимой для любых ракет, оснащаемых
системами спасения с пиротехническим приводом.
При описании буду ссылаться на схему, представленную на Рис.1.
Основная особенность системы спасения ракеты "Каприз", это ее независимость от корпуса ракеты.
Крепление силового троса системы (7) из капронового шнура длиной 45-50см осуществляется к двигателю посредством
Л-образной поперечной шпильки (5). Шпилька стальная 2мм диаметром.
Корпус пламегасителя (3), как отдельный элемент конструкции, отсутствует.
Его роль играет свободное пространство в верхней
части двигателя (2) над вышибным зарядом. Рабочим телом (4) традиционно выступает кусок металлической мочалки.
Вот так, ничего лишнего.
Конструкция поршня (8) в точности Экстримовская, т.е. упрощена до предела.
Выточен из пробки.
Длина 20 мм. Снизу наклеен войлочный уплотнитель (7) толщиной 3-4 мм.
Никаких крепежей к тросу не предусмотрено.
Просто в поршне шилом делается центральное отверстие, а силовой
трос внатяг протаскивается в эту дырку. Поршень достаточно плотно сидит на тросе, но может быть передвинут
по тросу в целях регулировки.
Тут ничего нового, а хорошо проверенный вариант. Парашют (12) сделан из парашютного шелка по технологии
РК-2.
Купол шестигранный диаметром 40 см. Длина строп 80 см.
Крепится к силовому тросу в районе головного обтекателя, перед амортизатором. Амортизатор (11)
традиционно выполнен в виде кольца, вырезанного из велокамеры.
Заниматься объяснением сборки и установки такой простой системы - это не уважать
своего читателя. Сделаю только некоторые уточнения. В качестве вышибного заряда использовалось 0.5г бездымного
пороха "Сокол". Время пиротехнического замедления увеличено до 14 секунд, с учетом продолжительности и
высоты полета второй ступени. Сейчас уже понятно, что время замедления можно довести до 16-18с.
Напомню также, что спасаем мы все-таки ракету, а не двигатель. Поэтому при установке
системы надо проконтролировать плотность посадки двигателя в корпус ракеты. Усилие сдвига мотора не должно
быть менее 3кг.
/12.08.2009 kia-soft/
P.S.
К сожалению, убедиться в работоспособности системы в реальном полете не удалось.
Ракета Каприз показала выдающиеся летные характеристики при запуске 11.08.2009. В результате ушла из зоны
видимости. Найти ее не удалось, ни первую, ни вторую ступень. А жаль... Впрочем, тут напрашиваются определенные
выводы, но это уже другая тема.
***