Честно говоря, я не думал, что конструкцию мотора
РДК-2У,
можно упростить. Но в процессе работы над торцевым мотором ТРДК-2 пришла идея, как уйти от прессования сопла, которое представляет
определенную сложность и требует специальной внешней оправки.
В результате появился мотор РДК-2У2, который я за простоту и надежность прозвал просто "У2", по аналогии с известным самолетом.
Мотор РДК-2У2 это, очевидно, модификация двигателя РДК-2У, т.к. отличие в основном в технологии сопла. Но я решил сделать отдельную статью для простоты восприятия информации по изготовлению.
Схема мотора представлена на рис.1.
Топливо
плавленая сорбитовая карамель.
В двигатель влезает ~30 г топлива, с учетом трассера. В тяге участвует примерно 23г.
Корпус делается из 2-х полос рисовальной бумаги формата А3. Альбомы для рисования такого формата есть в каждом магазине канцтоваров. Эта бумага толще офисной и позволяет избежать складок при изготовлении.
Отрезаем 2 полосы вдоль листа и мотаем на оправку Ø16,5 мм на силикатном клею. Ширина полос 125 мм. В качестве оправки надо взять подходящий металлический или деревянный стержень. Я, естественно использовал оправку от предыдущего мотора из стального болта длиной ~20 см. Для того, чтобы клей не лип к оправке и чтобы обеспечить небольшой зазор между корпусом и трамбовкой, на оправку надо намотать два слоя скотча. Её же будем использовать в качестве трамбовки при формировании глиняной части сопла.
Чтобы корпус не повело, лучше сушить прямо на оправке.
После высыхания корпуса, надо торцануть шкуркой, чтобы сделать четкий
срез без клея и без сдвига слоев со стороны сопла. Это необходимо, чтобы обеспечить надежное
сцепление эпоксидной части сопла с корпусом.
Сначала делаем надежную эпоксидную заглушку. Для этого на ровный торец оправки наклеиваем скотч и
вставляем в корпус, не доводя до края торца ~7мм. Делаем бортик из скотча и получаем ванночку для
заливки заглушки. Ну, и заливаем эпоксидкой на 3 мм выше края корпуса. Очень полезно добавить в эпоксидку процентов 20
мелкодисперсного наполнителя типа гипс, ПАП, стеклянные микросферы. Это нужно для равномерного
выгорания канала, о котором речь пойдет далее.
После застывания эпоксидки получаем очень надежную силовую часть сопла. Теперь организуем рабочую
часть из глины, которая защитит эпоксидку от нагрева и обеспечит неразгораемую критику. Для этого
берем любую сухую порошковую глину (можно кошачий наполнитель потолочь) и слегка разводим водой до консистенции
очень слабо влажного песка. Примерно 5г этого состава насыпаем в корпус на эпоксидную заглушку и несильно подтрамбовываем
той же оправкой. Можно молоточком, можно поджать на несколько секунд струбциной. Надо обеспечить слой
глины примерно 7-8 мм. Кладем корпус на батарею и даем просохнуть глине пару часов.
В принципе, сопло готово. Канал мы будем делать позже, после заливки топлива. Обязательно нужно
пометить рисками границы слоёв эпоксидки и глины рисками на корпусе для ориентировки.
Приступаем к закладке топлива. С внутренней стороны корпуса отмечаем карандашом уровень, до которого надо заложить заряд. Расплавленная сорбитовая карамель аккуратно закладывается небольшими порциями маленьким шпателем из алюминиевой проволоки. После закладки каждой порции корпус обстукивается каким-нибудь стержнем или, например, чайной ложкой, для того, чтобы порция топлива растеклась по диаметру корпуса и заполнила все пустоты. Стараемся не заляпать корпус выше отметки уровня топлива. Если твердости рук не хватает, используем защитную муфту из бумаги, как делалось при зарядке мотора РДК-2. Заполняем топливом до отметки. Если все будет сделано четко, то заряд получится без пузырей, что очень важно. Сразу же накладываем на поверхность топлива картонную шайбу и поджимаем оправкой. Можно даже поджать струбциной, но это не обязательно. Картонная шайба позволяет устранить проблемы адгезии карамели и эпоксидки и избежать раннего срабатывания вышибного заряда.
Оставляем мотор в покое до застывания топлива. На это может потребоваться от 4-х часов до суток.
После затвердевания топлива обязательно помечаем риской верхний торец заряда.
Теперь приступаем к формированию канала. Формируем канал в сопле и одновременно в заряде. Берем сверло Ø4 мм и высверливаем со стороны сопла канал длинной 73 мм, т.е. 18 мм на сопло и 55 мм в заряде. Чтобы сверление было четко по центру, применяем простой кондуктор, намотанный из бумаги на клею. Думаю из фотки понятно, как он работает. Конечно, у кого есть токарный станок, тот может обойтись без кондуктора и засверлить канал на станке.
Можно оставить цилиндрический канал в сопле, а можно организовать и диффузор, что несколько увеличит удельный импульс мотора.
Диффузор делается конической шарошкой с обязательным захватом глиняной части, примерно на полдлины.
Заглушку формируем после закладки и застывания топлива. Это можно делать как до высверливания канала, так и после - без разницы. Точнее разница только в том, что для того, кто делает канал на станке, лучше сначала сформировать заглушку.
Заглушка делается из эпоксидной смолы. Чтобы обеспечить надежное крепление такой заглушки, высверливаем в корпусе выше границы топлива на 10 мм пять отверстий Ø4 мм по периметру. Наматываем на корпус полоску скотча липкой стороной вверх, так, чтобы он не прилип к корпусу, но закрыл снаружи эти отверстия. Теперь заливаем эпоксидку до нужного уровня и оставляем застывать.
Вот и вся заглушка. Просто, но надежно.
Последняя операция традиционно - организация пиросистемы выброса парашюта, конечно, если таковая необходима. В противном случае данный раздел можно пропустить.
Организовав трассер диной 24 мм, мы, в-принципе, уже сделали полдела. Он будет работать замедлителем на 7-8 секунд. Нам осталось передать зажигание от трассера на вышибной заряд. Для этого высверливаем в заглушке канал диаметром 3 мм до начала топлива. Ориентируемся по отметке верхней границы заряда. Засверлиться надо аккуратно, только-только зацепив край топлива. Углубиться можно не более чем на 1-2 мм.
В канал засыпаем дымный порох и подтрамбовываем его тонким стержнем. В верхнюю часть корпуса над заглушкой засыпаем вышибной заряд, к примеру, тот же порох. Количество вышибного заряда определяется экспериментально для конкретной ракеты. Для небольших ракет обычно требуется 0,3-1,0 г.
Осталось закрыть и плотно поджать сверху вышибной заряд кружком толстого картона, вставленного в натяг - и система готова.
Для двигателя подходит любое зажигание, работающее через сопло и обеспечивающее воспламенение заряда в верхней точке канала.
Это может быть и
простейшее из проекта РК-2
и более продвинутое типа
ВЗК.
Что касается характеристик, то они были получены в испытании от 04.01.2013г на стенде ТСК-2 в пятикилограммовом варианте. График тяги показан на рисунке 2.
Мотор имел следующую конфигурацию:
Мотор отработал нормально. Тяга около 4-х кг, удельный импульс 95 с. Импульс нормальный, но мог бы быть больше, если бы сопло было с диффузором, но я решил снять характеристики в простейшем варианте.
Разгар критики сопла, не обнаружен. Разгорелась только эпоксидная часть канала, но на тяге это не должно сказываться.
В заключение, хочу сказать, что упрощение, по сравнению с РДК-2У, получилось действительно радикальным, поскольку из обязательного оборудования требуется только оправка для корпуса. При этом сохранились все возможности мотора. Мне кажется, что изготовление мотора РДК-2У2 под силу ракетчику любого уровня.
Мотор еще будет тестироваться, точнее, эксплуатироваться, но принципиальных проблем я не вижу.
/06.01.2013 kia-soft/
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.