Планер ракеты "Эврика-1"
Ракеты...  Проект "Эврика-1":

Планер

Планер ракеты "Эврика-1"
 корпус   обтекатель   грузовой отсек   стабилизатор   направляющие элементы   крепление двигателя  

Страничка ракетостроения. Последнее обновление:
Как обычно, при создании планера очередной ракеты использовались лучшие наработки предыдущих проектов. Поскольку ракета не рекордная, выбраны были наиболее технологичные и надежные решения. Удобство использования тоже играло немаловажную роль при выборе решений. Без новаций тоже не обошлось, но об этом ниже.
А вообще конструкция планера ракеты получилась довольно интересной. Достаточно легкой и прочной, полностью разборной, удобной в эксплуатации и совсем не переутяжеленной - 140г стартового веса для такой ракеты совсем немного. Соответственно, можно загрузить приличную по весу полезную нагрузку, главное, чтобы она влезла в грузовой отсек, который не отличается большими размерами и рассчитан на небольшие приборы, типа маяк, высотомер и т.п.
Схема планера представлена на рис.1. Одним цветом показаны неразъемные части планера. Кроме собственно планера на схеме показан бежевым цветом стакан пламегасителя.

Корпус
Корпус выполнен так же как корпус ракеты Экстрим, останавливаться на нем не будем. Отличие только в количестве слоев - 5. Длина трубы 395, с учетом грузового отсека.

Внутрь корпуса вклеивается упорное кольцо из бумаги на эпоксидке длинной 15мм с толщиной стенки 1 мм. В него будет упираться стакан пламегасителя и на нем будет держаться вся система спасения.

Обтекатель
Головной обтекатель (ГО) Эврики выполнен по очень модной и прогрессивной технологии 3D-печати из прозрачного пластика. Легкий, достаточно прочный, аккуратный. К тому же он пустотелый и является продолжением грузового отсека. Прозрачность материала позволяет контролировать работу приборов, если они снабжены световой индикацией. Довольно удобно.

Грузовой отсек
Грузовой отсек выполне из части корпусной трубы, длинной 55мм.
Снизу в него вклеена бумажно-эпоксидная трубка длинной 32мм для стыковки с основным корпусом. Эта стыковочная трубка делается так же, как и упорное кольцо и стакан пламегасителя, поэтому можно намотать длинную трубку и распилить её на соответствующие элементы. В стыковочной трубке вставлена шпилька 2,5мм, для крепления фала. При работе системы спасения весь грузовой отсек отсоединяется и держится фалом за шпильку.
Сверху отсек закрыт обтекателем. Обтекатель соединяется зацепом за вклеенный деревянный пенек.
Приборы крепятся в отсеке с помощью пенополиэтиленовый муфт. На фотках показано размещение маяка и аккумулятора.

Стабилизатор.
К началу работы над "Эврикой" удалось разжиться бальзовыми пластинами толщиной 1,5мм. Любимый материал всех моделистов. Грех было не сделать стабилизаторы из этого шикарного материала. Для начала сделал из картона шаблон и вырезал ножиком 4 заготовки.
Единственный недостаток бальзы - слоистость и малая прочность сцепления слоев. Устранить эту проблему можно обклеив заготовки тонкой бумагой на эпоксидке. Можно конечно и стеклотканью, но в данном случае это был бы перебор. Обклеиваем только боковые поверхности, так что можно все разом, положив их на один лист пропитанной бумаги, накрыв другим и придавив ровной доской с гнетом.
Вырезаем, обтачиваем получаем легкие и прочные плоскости. Клеим к корпусу по предварительно нанесенной разметке попарно при помощи простейшего стапеля. Технология была подробно прописана для Рк-3. Сначала наживляем быстросохнущей эпоксидкой типа Poxipol, а затем укрепляем уголками из бумаги пропитанной эпоксидкой или тем же Поксиполом.

Направляющие элементы
Ракета "Эврика-1" рассчитана на старт с простейшей направляющей в виде штыря диаметром около 8мм. Поэтому применены трубчатые направляющие эпоксидно-бумажные кольца длинной 15мм и внутренним диаметром 8,5мм. Два кольца клеются на одной оси с двух сторон основного корпуса с отступом от края 12мм. Дешево и сердито, а главное прочно.

Крепление двигателя
Воспользовавшись тем, что внутренний диаметр корпуса 25мм, диаметр мотора РДК-2У2 21мм, двигатель в корпусе фиксирую с помощью двух резиновых уплотнительных колец толщиной 2мм. При установке мотора, кольца прокатываются как подшипники и плотно зажимают и четко центрируют его в корпусе. Поскольку происходит небольшая деформация колец (обратимая. конечно), обратно мотор не выскакивает даже под воздействием вышибного заряда, но достаточно несложно вынимается, если небольшая часть двигателя выступает за корпус. Соединение получается прочным, ровным и быстроразъемным. Ну очень удобно.

Вот и все о планере ракеты "Эврика-1". В-принципе, ничего сложного, разве что исполнение ГО не всякому доступно. Но при необходимости можно использовать технологию попроще.

Система спасения тоже очень простая и до предела облегченная, но о ней отдельно. /15.02.2008 kia-soft/

***