В общем и целом каталитическое влияние окислов железа хорошо известно и неплохо изучено. Известно, что окислы железа увеличивают скорость горения, в частности и карамельного топлива. Известно также, что оптимальная добавка катализатора находится в районе 1% к массе топлива.
Однако, ещё известно, что каталитическая способность зависит не только от химического состава, но и от физической структуры катализатора. Последняя в свою очередь зависит от способа получения катализатора.
В результате, если возникает необходимость использовать катализированное
топливо, хочешь не хочешь, необходимо провести ряд замеров, или тестов, чтобы определить скорость горения топлива
с используемым катализатором. Именно это и пришлось проделать мне, а заодно и получить ответы на некоторые вопросы,
которые могут быть интересны любому любителю ракетостроения.
Исследовалась стандартная плавленая
сорбитовая карамель и сахарная карамель типа
RCandy. В качестве катализаторов
использовалась добавка 1% моногидрата окиси железа FeOOH (гидроксида) и окись железа Fe2O3,
полученные по
способу 1
, описанному в соответствующей статье.
Кроме того, протестировано влияние дополнительного помола 30 сек. в кофемолке на оба катализатора, причем
для Fe2O3 проверялось также влияние предварительного помола исходного сырья, т.е. помола
FeOOH до отжига. Все варианты составов указаны в Таблице 1.
Процесс замера скорости горения проводился с помощью видеокамеры. Сжигались образцы высотой 50мм и диаметром 15мм в бронировке. Результаты измерений представлены в Таблице 1 и на Рис.1. Образец №8 ушел от торцевого горения, данных по нему пока нет.
Каковы же основные выводы можно сделать из полученных даных?
P.S.
Исследования ракетчика vega, показали возможность получения скорости на катализированной сахарной крамели до 8 мм/с.
В рамках поставленных мною условий такой скорости получить не удалось.
Более того, выявлен некоторый предел скорости горения с конкретным катализатором 4,8-4,9 мм/с,
практически не зависящий от состава и технологии изготовления карамельного топлива.
Во-первых, скорость горения катализированного состава прежде всего зависит от скорости горения исходного некатализированного. Катализатор дает, так сказать, относительный разгон, который постоянен, если его выразить в процентах. Так для Fe2O3 получены те же ~80% разгона.
Во-вторых, подтверждено нормальное качество фероксидов, полученных из хлорида железа.
В-третьих, показана высокая каталитическая способность (~100%) самого хлорида FeCl3.
Единственный недостаток для использования FeCl3 в качестве катализатора для
карамельного сорбитового топлива - медленное застывание шашек с добавкой хлорида.
По крайней мере, за неделю шашка такого состава не потеряла пластичности. Это
свойство, правда можно использовать в несколько иной сфере, например при изготовлении
бикфордова шнура.
P.S.
Конечно, делать умозаключения на основании единственного "замера" не очень корректно.
Тем не менее, результаты исследования 2 не входят в противоречия с
результатами первого исследования, более того, подтверждают и дополняют их.
Исходя из этого считаю, что сделанные выводы достаточно обоснованы.