Изготовление бикфордова шнура
Ракеты...  Ракетная химия:

Бикфордов шнур

Простой способ изготовления бикфорда
   Определение бикфордова шнура можно сформулировать следующим образом: запальный шнур с постоянной скоростью горения, работающий при любых погодных условиях.

Вспомним простейший рецепт самодельного бикфорда. Это коктейльная соломинка набитая спичечным составом. Кто хоть раз делал такой шнур, представляет, какой это гимор. Поэтому я пошел несколько другим путем. /25.01.2008, kia-soft/

В качестве начинки решил использовать катализированное сорбитовое карамельное топливо. При изготовлении движков всегда остаются кусочки неиспользованной карамели, надо же их куда-то девать. Кроме шуток, такой состав обладает постоянной и хорошо известной скоростью горения ~5 мм/с. Он достаточно легко заводится и устойчиво горит. Единственный, хотя и не всегда критичный, недостаток бикфорда из карамели - его непластичность и хрупкость. Проблему можно решить, использовав в качестве катализатора хлорид железа FeCl3.

Внимание! Добавка растворимых солей катализирующих металлов снижает температуру воспламенения карамельного топлива. Делать за раз не более 10г состава, добавлять не более 1% хлорида, строго контролировать температуру плавления (140+/-10°C), соблюдать все меры предосторожности.

Готовится состав по традиционной топливной технологии. Просушенные и измельченные порошки смешиваются и плавятся в металлической плошке на электроплитке при помешивании при температуре 140°C. Контроль температуры обязателен. Это легко сделать с помощью дешевого китайского тестера с функцией измерения температуры, положив датчик температуры на поверхность плитки. Разброс температуры допустим в пределах 120-150°C.

Берется небольшая порция расплава, немного остужается и раскатывается в тонкую длинную колбаску, толщиной 3-3,5 мм. Далее отрезаем кусок термоусадочной трубки (продается в радиотоварах) такой же длины, что и колбаска. Диаметр термоусадки должен быть немного больше (на 0.5-1.0 мм), чем диаметр колбаски, чтобы последняя легко входила в трубку.

Засовываем раскатанный состав в трубку и кладем на разогретый диск электроплитки. С помощью лопатки для жарки (обычно пластиковая или деревянная) катаем, слегка прижимая к нагревательной поверхности. Температура плитки в это время должна быть в районе 150°C. Прокатываем по всей длине, чтобы усадка трубки происходила равномерно. Как только состав начнет выдавливаться с торцов, снимаем готовый бикфорд с плитки. Оставляем его остужаться.

Хлорид железа разгоняет топливо не хуже традиционных окислов железа, но в то же время не дает составу затвердеть в камень, оставляя ему пластичность довольно долгое время. Это позволяет нашему бикфорду сохранить некоторую гибкость и не ломаться при небольших перегибах.

Бикфорд готов. Осталось проверить его работоспособность. То, что он хорошо и равномерно горит сомнений не вызывает, а если вызывает, то это легко проверить, спалив кусок шнура. Бикфорд длиной 80 мм сгорел за 16 секунд, что четко соответствует скорости 5 мм/с. Но нас интересует, работает ли шнур в экстремальных условиях. Эталоном экстремальности стандартно является горение под водой. Решил проделать соответствующий эксперимент. Работает! Значит бикфорд получился настоящий. /kia-soft 15.03.2010/

PS
Причина пластичности вышеописанного бикфорда, возможно, кроется в наличии связанной воды в хлориде железа из-за его очень высокой гигроскопичности. Это никак не влияет на инициализирующие свойства данного шнура. Надо только иметь ввиду, что гибкость будет со временем уменьшаться и через некоторое время (несколько недель) изчезнет. Если гибкость шнура не имеет значения, то просто используйте стандартную карамель.

***