
Проект РК-3 - это серьезная попытка выйти на классический уровень любительского ракетостроения.
Что я под этим подразумеваю? Прежде всего это полный набор стандартного любительского ракетного проекта.
Кроме того, достижение основных классических характеристик. Нет, конечно, нигде нет такой градации - это классика,
а это - нет. Но тем не менее, изучая практику по доступной информации, нетрудно сделать совершенно определенные выводы.
Итак, стандартный классический набор:
- Регулируемая стартовая установка
- Электрическая дистанционная система зажигания
- Ракета, способная нести кроме системы спасения, еще и оборудование
- Собственно БРЭО - бортовое радио-электронное оборудование
- Собственно система спасения
- Двигатель способный вывести все это на заданную высоту
- Топливо-сорбитовая карамель.
Читатель знакомый с проектом РК-2, может резонно заметить:- Ну, что ж, добавь к РК-2 стартовую направляющую
на простейшем шарнире, подведи провода от батарейки с запалом, и воткни лампочку в качестве БРЭО - и получай
классику! Увы, это будет только профанация. Не зря я упомянул о характеристиках.
Уточню, что имею ввиду, причем по-минимуму. По пунктам:
- Стартовая установка должна иметь возможность установки под нужным углом к вертикали
и обеспечивать заданное направление взлета.
- Система зажигания должна иметь достаточную мощность, для приличного удаления
в соответствие с требованиями техники безопасности (не менее 50м).
Электрическая схема системы должна иметь узел проверки цепи, для надежного старта.
Ну, и обязательно - КРАСНУЮ КНОПКУ! Какая без нее классика?!
- Не строго, но желательно довести калибр ракеты до 40мм. Тогда можно без проблем
начинить ее оборудованием. Именно, начиная с этого калибра, ракета перестаёт напоминать игрушку.
- БРЭО должно выполнять полезные функции, как минимум, обеспечивать электронную задержку
срабатывания системы спасения.
- Обеспечить возможность независимой от двигателя работы системы спасения.
- Двигатель должен выводить ракету на высоту порядка 500-600м. Это "классическая" любительская высота,
на которой проводятся отработки всех систем. Средняя тяга такого движка должна составлять не менее 5кг.
И, конечно, удельный импульс надо довести до классических 120н*с. Можно больше.
- Классический способ зарядки двигателя - топливные шашки сорбитовой карамели.
Считается доказанным значительно большая безопасность
такого заряда, по сравнению со скрепленным. Но хочется еще поэкспериментировать.
Таким образом нарисовались основные задачи, которые планируется решить в рамках проекта РК-3.
Часть этих задач уже решена в РК-2, но многое предстоит сделать. Вообще проекты у любого нормального энтузиаста
никогда не развиваются последовательно, а очень во многом запараллелены. Сами "проекты", это скорее систематизация задач
и результатов, упрощающая оценку собственных достижений. Поэтому уже при отработке РК-2 решались задачи условно
относящиеся к проекту более высокого уровня. Например, уже создана и успешно эксплуатируется электронная
система зажигания, идет полным ходом отработка стартовой установки она тоже уже в деле,
собран и отлажен простой электронный таймер,
разработан, и успешно испытан новый двигатель, собран планер. Осталось довести все до ума и объединить в
единое целое. Так что, статей в рамках нового проекта, думаю, долго ждать не придется.
Сама ракета серии РК-3 должна иметь следующие характеристики:
- Размер ракеты: длина 750-950мм, внутренний диаметр 40мм. Или больше.
- Масса ракеты: 300-500г в зависимости от модели и комплектации.
- Двигатель РДК-3, одноразовый, с внутренним диаметром 20мм и керамическим сверхзвуковым соплом,
с максимальной расчетной тягой 5-7кг. Возможны варианты.
- Топливо: сорбитовая карамель. Пока альтернативы не вижу. К тому же это классика.
- Система спасения: с электронным замедлителем и
пиротехнической системой выброса парашюта.
- Расчетная высота полета - 500-600м. Можно выше.
- Время набора высоты - 9-12 сек. Так показывают предварительные расчеты.
/07.03.2008 kia-soft/
P.S.
04 октября 2008г был осуществлен
успешный запуск ракеты серии РК-3 "ИРОКЕЗ".
Все системы, о которых рассказано в рамках этого проекта, отработали надежно.
На этом завершено создание ракеты "ИРОКЕЗ" и проекта РК-3. Это не означает, что проект
закрыт.
В рамках проекта можно решать множество разнообразных задач.
Однако основная цель достигнута - создана ракета, удовлетворяющая всем классическим параметрам.
Вот эти параметры:
- Размер ракеты: длина 825мм, диаметр 41мм.
- Масса ракеты: 450г (403г без топлива, т.е. dead mass).
- Двигатель РДК-3, одноразовый, с внутренним диаметром 20мм и керамическим сверхзвуковым соплом,
с максимальной расчетной тягой 7.5кг. Класс F-70 (последняя модификация).
- Топливо: сорбитовая карамель. Три шашки по 15,5г.
- Система спасения: с электронным замедлителем и
пиротехнической системой выброса парашюта.
- Расчетная высота полета - 510м.
- Время набора высоты - 9,8 сек.
Более серьезные задачи будут решаться уже в рамках нового проекта
РК-4.../04.10.2008 kia-soft/
***