Схема двигателя показана на рис.1. Конструкция традиционно элементарна.
Корпус можно сделать и более простой. Достаточно намотать один лист офисной бумаги на силикатном клею.
Что и было проделано во втором варианте двигателя.
В БРДК-3 применено зажигание, не имеющее этого недостатка. В верхней части заряда устанавливается
стандартный
нихромовый воспламенитель.
Он фиксируется кусочком катализированного
топлива МИКС-1КП.
Провода воспламенителя выводятся в верхнюю часть двигателя, после чего заливается эпоксидка, образующая
заглушку. Для гарантии отсутствия прорывов газов через заглушку, часть контактных проводов, проходящая через
заглушку, освобождается от изоляции на участке 5-7 мм.
Такой способ не очень удобен для запуска мотора с нижней части ракеты, но для верхних ступеней
такой вариант даже предпочтительнее, поскольку позволяет произвести запуск от таймера, установленного в
корпусе ракеты.
С одной стороны корпуса вставляется толстостенная шайба-заглушка с несквозным центрирующим отверстием
Ø7,5 мм. На эту заглушку укладывается 60 г карамели. Затем через топливо вставляется
слегка смазанная подсолнечным маслом шпилька Ø7,3 мм, до упора в центрирующее углубление.
С внешнего торца шпилька центрируется латунным поршнем, свободно скользящим по шпильке.
Эта конструкция зажимается в струбцину или
настольный пресс,
чтобы зафиксировать шпильку и заглушку. Далее с помощью гайки поршень поджимается к топливному заряду,
запрессовывая его в корпус. При необходимости между поршнем и гайкой вставляется проставка из металлической
трубки, увеличивающая ход поршня.
После застывания заряда, где-то через сутки, конструкция вынимается из пресса. Теперь, поджимая поршень той же самой гайкой,
вытаскиваем каналообразующую шпильку из заряда. Получаем очень прочную и качественную отливку, что
для бессопловика очень важно.
Далее устанавливается запал с помощью кусочка расплавленного состава МИКС-1КП. Данный состав обладает очень полезным
свойством. Кроме того, что он очень легко воспламеняется и быстро горит, он еще и очень быстро застывает. Это
позволяет нам почти сразу перейти к заливке эпоксидной заглушки. Толщина заливки 10-12 мм, больше не нужно.
После застывания эпоксидной смолы мотор готов.
Испытания двигателя БРДК-3 были проведены 07.11.2010 на стенде ТСК-2-5 на базе 5-ти килограммовых весов. К сожалению, это было ошибкой. Я ожидал от мотора тяги 5-6 кг в течение 2-3-х секунд. На практике двигатель моментально вышел на режим развил тягу существенно за 7 кг и отработал не более секунды. Это очень даже неплохо, но весы стенда не выдержали такого издевательства.
Снять полноценные
характеристики удалось в
повторном испытании 21.11.2010г модификации БРДК-3с.
Тут уже были использованы 10-и килограммовые весы.
Данные обсчитал в программе
ALTIMMEX. Характеристики показаны на
рис.3. В расчете удельного импульса Isp учтено, что в развитии тяги поучаствовало дополнительно
3 г топлива трассера.
Движок получился довольно приемистый с неплохим удельным импульсом. Длину трассера
придется еще подбирать, 3 секунды замедления это конечно мало.
Схема двигателя показана на рис.4. Чтобы не утомлять повторным описание практически такого же мотора, остановлюсь
только на отличиях.
Прежде всего, корпус был сделан из одного листа офисной бумаги на силикатном клею. Длину корпуса
пришлось увеличить для размещения трассера длиной 25 мм.
Понятно, что развернуть систему зажигания на 180° было совсем несложно. Воспламенитель фиксировался абсолютно также, но был
вставлен контактами вниз через сопло.
Надо только учесть, что при заливке трассера следует зафиксировать
провода воспламенителя в районе сопла какой-нибудь, типа бумажной, пробкой. Горячее топливо трассера размягчает
комочек состава МИКС-1КП и, если этого не сделать, запал может вывалиться.
Заглушка делается также из эпоксидки, но по технологии, использованной на торцевике
ТРДК1.
Канал для воспламенения вышибного заряда формируется по схеме отработанной для
двигателя РДК-3ФЭ.
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.