По этим причинам двигатели торцевого горения не получили широкого распространения, но попытки создать торцевик
делаются. Решил попробовать и я. Несмотря на мелкие "комочки" первый блин можно считать очень даже ничего.
Назвал свой первый торцевик ТРДК-1.
Состав немного изменил:
KNO3 - 65%
сахар - 25%
сорбит - 10%
Fe2O3 - + 1%
Теперь, подготовив свежее топливо, заполняем бронировку почти до верху, оставив незаполненными 3-4 мм.
Для этого скатываем из карамели
плотную колбаску диаметром
Пока топливо не застыло надо продавить через сопло небольшой канал
Зарядка завершена, осталось сделать заглушку. Тут лучше всего подходит технология предложенная
ракетчиком Serge77. Идея в том, что заглушка делается просто заливкой сверху эпоксидкой, но так,
чтобы слой эпоксидки был выше края корпуса двигателя. Тогда смола пропитывает
края картонного корпуса и намертво схватывается с ним. Такая заглушка очень надежна.
Осуществляется несложно. Наматываем скотч липкой стороной наружу так, чтобы он выступал за
край корпуса. Уплотняем контакт скотча и корпуса, намотав резинку для денег. В образовавшуюся
ванночку заливаем эпоксидку выше края корпуса на 2-3 мм. Смола может просочиться между гильзой и
бронировкой, если там остались незаполненные силиконом полости. Это, в-принципе, неплохо, но надо тогда
подлить эпоксидки, что бы сохранить уровень выше края корпуса.
После застывания смолы стаскиваем скотч и движок готов.
Испытания двигателя ТРДК-1 прошли 05.09.2010 на стенде ТСК-2-5 на базе 5-ти килограммовых весов. Результаты были обработаны программой ALTIMMEX. Полученные характеристики показаны на рис.1.
Мотор работал 7 секунд, поэтому средняя скорость горения получается 8,6 мм/с.
Осмотр двигателя после испытаний не выявил каких-то проблем. Корпус выглядит как новый - сохранил форму, цвет, жесткость.
Конструкция оказалась удачной и выдержала довольно длительную тепловую нагрузку.
Надо сказать, что полученные результаты очень даже обнадеживают.
Расчет в той же программе ALTIMMEX показывает, см. рис.2, что характеристики двигателя ТРДК-1 вполне
достаточны для небольшой легкой ракеты. Если удастся уложиться во
взлетную массу 150г, что вполне реально, то мотор может обеспечить полет на высоту свыше 500м.
Я уже не говорю о прекрасной возможности использования на второй ступени двухступенчатой ракеты.
По-видимому, есть и резервы. На второй секунде работы вышибло медный капсюль, и диаметр критики
немного увеличился. Уменьшился Kn (примерно с 50 до 35), подсело давление в камере сгорания, и упала тяга.
Думаю, можно этого избежать, поработав над конструкцией сопла.
Результат не замедлил сказаться на характеристиках двигателя, рис.3. Тяга достигла максимума в 1,2 кг,
подрос удельный импульс. Время, работы, правда, сократилось,
что понятно, т.к. рабочее давление подросло и скорость горения достигла 12мм/с, что неплохо для карамели.
Гипотетическая 150-ти граммовая ракета с таким движком уже могла бы достигнуть
высоты 800м.
К сожалению не все прошло опять гладко. Подложка в донышке гильзы, по-видимому, сделана из
нежаростойкого материала, и при нагреве сопло стало выдавливаться наружу. Гайка прослабла, и по резьбе
стали слегка подтравливать выхлопные газы. Т.е. данный результат хотя и положительный, но пока не окончательный.
Есть над чем поработать.
P.S.
Содержание может корректироваться по мере накопления экспериментальных данных.