Катализированная сахарная карамель СПОРТ-55
Ракеты...  Ракетные топлива:

Сахарное порошковое карамельное топливо СПОРТ-55

Изготовление сахарного порошкового крамельного ракетного топлива СПОРТ-55

испытания Сахарное порошковое карамельное топливо, или просто сахарная карамель, является довольно популярным в среде ракетолюбителей. По энергетике оно заметно превосходит обычный ДП(дымняк, охотничий п-х). Однако скорость горения (3,4-3,5мм/с) сахарной карамели, это, что называется, ни два, ни полтора. Для канальных зарядов это многовато, движки получаются резкие. Для торцевых моторов мало.

Мне стало любопытно, нельзя ли разогнать сахарную карамель до скорости, позволяющей делать на ней торцевые или, хотя бы, квазиторцевые моторы. Если внимательно посмотрите статью "Полеты и испытания", то увидите, что проведено немало испытаний разных вариантов катализирования. Задачка оказалась не тривиальной, поскольку выяснилось, что не только хим.состав топлива влияет на скорость горения, но и технология приготовления.

Наверно можно придраться к методологии испытаний, но, тем не менее, удалось найти состав, позволяющий получить скорость горения до 5,5мм/с. Это на 60% больше, чем у обычной карамели, что очень не плохо. Поэтому топливо получило персональное название СПОРТ-55 (Сахарное ПОрошковое Ракетное Топливо 5,5мм/с).

Компоненты сахарной карамели СПОРТ-55

Компоненты берутся в виде тонко размолотых порошков. С сахаром тут особых проблем нет. Селитру лучше приобрести в магазине реактивов. Там же можно приобрести и чистую окись железа. Угольный порошок, вообще говоря, не проблема, но лучше купить в специализированном магазине тонко измельченный уголь мягких пород, например, ольховый.

Компоненты сахарной карамели СПОРТ-55:

Калиевая селитра KNO3 - 64%
Сахар (сахароза) C12H22O11 - 32%
Уголь С - 4%
Окись железа Fe2O3 - 2%

Непосредственно катализатором является только окись железа, поэтому её доля указана сверх 100%, как добавка.

сушка селитры

Напомню, что селитру надо как следует просушить в духовке на противне или на эл. плитке на сковородке. Нужно выдержать её при температуре 100-150°C примерно 2 часа.

Затем в кофемолке молем смесь сахар-селитра-уголь.

Молоть надо удаленным методом, т.е. в безопасном месте, находясь на удалении, включая кофемолку через удлиннитель.

Молем в два захода по 20 секунд.

Наконец добавляем окись железа и молем еще 20 секунд.

Если по каким-то причинам не получается организовать удаленный помол, то тогда надо смолоть отдельно сахар с углем, и отдельно селитру. Потом смешать их в банке путем тряски. В конце добавить окись железа и опять протрясти. Однако ручной замес может заметно уменьшить скорость горения до 4,8-5,2мм/с. Да и формально это будет уже другое топливо из-за изменения технологии.

просеивание На последнем этапе надо просеять полученный порошок на мелком сите, отделив возможный непромол. По опыту знаю, эта операция обязательна.

готовое топливо В результате получаем порошок цвета какао - топливо СПОРТ-55 готово.

Данное топливо требует сильного и равномерного уплотнения. Несоблюдение этого правила заканчивается взрывом двигателя.

Сахарная карамель СПОРТ-55 используется обычно в небольших, не более 20 мм в диаметре, движках в прессованном виде. Технология прессовки не отличается от оной для обычной сахарной карамели. Порошок топлива засыпается небольшими одинаковыми порциями в корпус двигателя (шашки) и прессуется трамбовкой из прочного дерева или мягкого металла (алюминий, дюраль, латунь, медь). Лучше трамбовать прессом, но можно и молотком, как я уже писал в проекте РК-1. Напомню вкратце. Прессование производится после закладки каждой порции топлива. Наносится одинаковое количество ударов (~10) с постепенным усилением к следующему удару. В результате должен получиться довольно прочный монолит из топлива, несколько напоминающий по плотности застывший гипс.

При работе молотком нельзя применять стальные трамбовки и трамбовки из твердых металлов. Возможно искрообразование и несанкционированное возгорание топлива.

Трамбование прессом выполняется по той же схеме - выдерживается одинаковое давление после каждой закладываемой порции. Пресс должен быть достаточно мощным, развивать давление ~150-200кг/см2 или больше.

/kia-soft 21.08.2023/

***