Планер ракеты "Круиз-1"
Ракеты...  Проект РК-4...  Ракета Круиз:

Планер и компоновка ракеты "Круиз-1"


корпус стабилизатор головной обтекатель направляющие зацепы крепление двигателя

Страничка ракетостроения. Последнее обновление:

Планер ракеты Круиз-1 традиционной схемы, но выполнен по прогрессивной технологии из стеклопластика. Она довольно трудоемкая, но позволяет получить высокие прочностные характеристики при малом весе. Собственно проект Круиз изначально базировался на идее стеклопластикового корпуса, а ракета Круиз-1 является родоначальником этого проекта.


Корпус

Корпус ракеты состоит из двух труб, сделанных по методе очень подробно описанной в соответствующей статье и не требует дополнительных пояснений.

Две части корпуса составляют два отсека, или модуля. Верхний - модуль системы спасения, нижний - моторный. Соединяются они в стык при помощи третьего приборного модуля, который имеет форму жесткого цилиндра, на который надеваются трубы корпуса. Фиксация производится с помощью специальных штыревых замков, о которых расскажу ниже.


Стабилизатор

На ракете четыре стабилизатора. Они установлены на моторном отеке по простейшей, но отработанной и надежной технологии, использованной еще при создании ракеты Ирокез с помощью накладок из ватмана. Для упрочнения соединения накладки пропитаны эпоксидкой.

Сами стабилизаторы заслуживают пары слов отдельно. Технология, по которой они изготовлены, очень проста, но отработана и проверена на двух мощных ракетах Эврика-2 и Нордика-1. Они сделаны из обычного оргалита, который легко режется обычным модельным ножом и элементарно обрабатывается шкуркой. Однако последующая пропитка эпоксидной смолой, которую оргалит очень хорошо впитывает, делает их прочными, жесткими, поистине неубиваемыми. Нюанс тут только один, после пропитки необходимо поместить плоскости под гнет на ровную поверхность до полной полимеризации.

Некоторым недостатком данной технологии можно считать не самые лучшие весовые характеристики, однако чтобы получить при этой прочности более легкие крылышки, нужно переходить на принципиально новый технологический уровень. Это не всегда оправдано.


Головной обтекатель
Головной обтекатель (ГО), как и корпус, стеклопластиковый. Технология под него тоже отрабатывалась специально и ей посвящена отдельная статья. Кроме прочности и легкости стеклопластик не создает помех для радиоволн. Поэтому в полимерном ГО частенько размещают радиооборудование. Это я уже проделывал в ракете Эврика, разместив радиомаяк для поиска ракеты после приземления. Собственно, на Эврике и отрабатывалась схема размещения и применения радиомаяка, которая себя оправдала и применена уже на Круизе-1.

Таким образом, сам ГО представляет собой отсек, закрывающийся снизу текстолитовой крышкой. Сама крышка ничего особенного из себя не представляет, однако замок, которым она крепится к ГО специально разработан для данной ракеты и заслуживает пары слов. Конструкция замка черезвычайно проста. Перпендикулярно оси симметрии в крышке сделано сверление диаметром 3,1мм. в них вставлены два стальных штырька диаметром 3 мм. Напилил из гвоздя. Штырьки подпружинены кольцом из пористой резины и выступают из корпуса крышки на 1 мм, т.е. на толщину стенки цилиндрической части ГО. Чтобы штырьки не выпадали, со стороны резинки они немного расклепаны. В стенке ГО сделаны ответные отверстия, в которые штырьки защелкиваются при вставлении крышки. Может на словах не очень понятно, но если приглядеться к картинке, то вопросы, думаю, отпадут.

Для установки крышки надо пальцами утопить штыри и протолкнуть до защелкивания. Для снятия крышки надо тонким предметом утопить штырьки и вытащить крышку. Не супер удобно, но просто и надежно.


Направляющие элементы
Использованы крыловидные Т-образные направляющие зацепы, отработанные еще на ракете Экстрим. Длина зацепа 20 мм, ширина 12, высота 5. Размер подогнан под направляющую рельсу пусковой установки. Материал фанера с грунтовкой эпоксидкой. Расстояние между передним и задним зацепами 620 мм.


Крепление двигателя
Поскольку на ракете могут быть установлены моторы разных калибров, делать жесткую систему крепления мотора не имеет смысла. Основной мотор РДК-5Ф устанавливается по отработанной технологии на резиновые кольца.



Конструкция планера ракеты Круиз-1 имеет ряд новшеств, основным из которых является материал - стеклопластик. Остальные изменения не принципиальны. /11.10.2015 kia-soft/

***