Сорбитовое карамельное тoпливо, в дальнейшем просто сорбитовая карамель, пожалуй,
самое популярное у любителей топливо. Его приготовление не представляет сложности, и
оно не требует прессовки. Дело в том, что топливо делается плавлением смеси компонентов. Расплав
заливается в нужные формы и застывает. Так можно формировать топливные
шашки или скрепленные заряды.
Компоненты сорбитовой карамели:
Калиевая селитра KNO3 - 65%
Сорбит (сорбитол) C6H14O6 - 35%
Сорбит покупается в аптеке и обычно не требует просушки.
А селитру просушиваем в духовке на противне или на электрической плитке в сковородке
при температуре
Далее, как в случае с сахарной карамелью, компоненты отвешиваем в нужных пропорциях, ссыпаем в подходящую банку с закрывающейся крышкой и трясем пару минут в разных направлениях. Смесь готова. В таком виде можно хранить топливо в герметичной таре.
Смешивать компоненты в кофемолке опасно, есть вероятность воспламенения.
Следующий важный этап начинается при изготовлении топливных зарядов. Для плавления сорбитовой карамели нам понадобится нагреватель без открытого пламени.
При работе с топливом нельзя применять источники тепла с открытым пламенем.
Проще всего для нагрева взять электроплитку с закрытой спиралью, плоским нагревательным элементом и регулятором температуры.
Плавление сорбитовой карамели производится при температуре
При нагреве топлива строго обязателен постоянный контроль температуры.
Контролировать лучше всего температуру самого топлива, например, термометром с металлическим щупом,
рассчитанным на диапазон выше 200°C. Они продаются, например, в радиомагазинах.
Однако таким прибором трудно обеспечить постоянный контроль температуры. Гораздо проще контролировать
температуру поверхности нагревательного элемента плитки. Удобно делать это с помощью тестера с возможностью
замера температуры. Такой, обычно китайский, тестер обойдется не намного дороже вышеупомянутого термометра.
Самый обычный температурный диапазон таких тестеров до
Работая с электрической плиткой, надо учитывать одну особенность. При включении сначала происходит нагрев выше температуры выставленной регулятором. Только через некоторое время нагреватель выходит на заданную температуру. Поэтому сразу нельзя ставить плошку с топливом на нагреватель. Необходимо выждать, пока не установится нужное значение температуры.
Плавить сорбитовую карамель можно в любой металлической посуде с плоским дном. Нужно только учитывать
две особенности. Лучше всего работать с толстостенными емкостями, поскольку они лучше сохраняют температуру и
демпфируют её колебание. Размер посуды должен быть таков, чтобы топливо лежало слоем не более 1 см, иначе
трудно поддерживать его равномерный прогрев.
Итак, включаем плитку и тестер. Дожидаемся, когда устаканится температура
В-общем, мешаем до тех пор, пока карамель полностью не расплавиться и не приобретет вид жидкой манной каши.
В этот момент надо сразу разливать ее по формам, как об этом, например, рассказывается в
Я специально так подробно описал свой способ укладки топлива в форму, поскольку это очень важный момент. Он позволяет избежать образования пузырей в застывшем топливе. Наличие пузырей приводит к резкому скачку давления в работающем двигателе, и обычно заканчивается взрывом мотора. Можете придумывать свои варианты укладки, только помните, главное чтобы не образовывалось полостей и пузырей.
Отливка топливных зарядов сорбитовой карамели должна производиться таким образом,
чтобы в толще топлива не образовывалось воздушных полостей и пузырей.
На застывание топлива в формах может уйти от 6 до 48 часов. Это зависит от целого ряда факторов,
таких как степень влажности компонентов, степень помола селитры, температура и влажность воздуха. и т.п..
После застывания получаем довольно прочные отливки. Готовые изделия надо хранить в плотно закрывающейся
стеклянной или металлической посуде, поскольку сорбитовое топливо обладает некоторой гигроскопичностью.
Собранные движки тоже надо герметизировать, если их надо хранить продолжительное время. При надлежащих
условиях двигатели и шашки к ним могут храниться достаточно долго, больше года. Но все же не стоит затягивать
их использование.
В обязательном порядке надо проверить качество полученного топлива, замерив скорость его горения. Обычно это
делается после отливки. Из остатков карамели скатываем колбаску-образец постоянной толщины. После
застывания, замеряем длину образца и поджигаем с одного торца. Секундомером замеряем время горения. Поделив длину
на время получаем скорость горения. Если скорость менее
Что касается энергетических возможностей топлива, то они весьма скромные, хотя для любительских двигателей
вполне достаточные. Существует даже группа продвинутых любителей работающая над выводом в космос
ракеты на таком топливе.
Скорость горения на воздухе
P.S.
Сорбитовое карамельное топливо обладает достаточной скоростью горения. В некоторых специфических случаях,
когда необходимо увеличить скорость горения, можно применить
фероксидные катализаторы. Они позволяют разогнать сорбитовую карамель до