Вспомним простейший рецепт самодельного бикфорда. Это коктейльная соломинка набитая спичечным составом. Кто хоть раз делал такой шнур, представляет, какой это гимор. Поэтому я пошел несколько другим путем. /25.01.2008, kia-soft/
В качестве начинки решил использовать катализированное сорбитовое карамельное топливо. При изготовлении
движков всегда остаются кусочки неиспользованной карамели, надо же их куда-то девать.
Кроме шуток, такой состав обладает постоянной и хорошо известной скоростью горения ~5 мм/с.
Он достаточно легко заводится и устойчиво горит. Единственный, хотя и не всегда критичный, недостаток
бикфорда из карамели - его непластичность и хрупкость. Проблему можно решить, использовав в качестве катализатора хлорид железа FeCl3.
Внимание! Добавка растворимых солей катализирующих металлов снижает температуру
воспламенения карамельного топлива. Делать за раз не более 10г состава, добавлять не более 1%
хлорида, строго контролировать температуру плавления (140+/-10°C), соблюдать
все меры предосторожности.
Готовится состав по традиционной топливной технологии. Просушенные и измельченные порошки смешиваются и
плавятся в металлической плошке на электроплитке при помешивании при температуре 140°C.
Контроль температуры обязателен. Это легко сделать
с помощью дешевого китайского тестера с функцией измерения температуры, положив датчик температуры на
поверхность плитки. Разброс температуры допустим в пределах 120-150°C.
Берется небольшая порция расплава, немного остужается и раскатывается в тонкую длинную колбаску,
толщиной 3-3,5 мм. Далее отрезаем кусок термоусадочной трубки (продается в радиотоварах) такой же длины,
что и колбаска. Диаметр термоусадки должен быть немного больше (на 0.5-1.0 мм), чем диаметр колбаски, чтобы последняя легко
входила в трубку.
Засовываем раскатанный состав в трубку и кладем на разогретый диск электроплитки. С помощью лопатки для жарки
(обычно пластиковая или деревянная) катаем, слегка прижимая к нагревательной поверхности. Температура плитки
в это время должна быть в районе 150°C. Прокатываем по всей длине, чтобы усадка трубки происходила равномерно.
Как только состав начнет выдавливаться с торцов, снимаем готовый бикфорд с плитки. Оставляем его остужаться.
Хлорид железа разгоняет топливо не хуже традиционных окислов железа, но в то же время не дает составу затвердеть в камень, оставляя ему пластичность довольно долгое время. Это позволяет нашему бикфорду сохранить некоторую гибкость и не ломаться при небольших перегибах.
Бикфорд готов. Осталось проверить его работоспособность. То, что он хорошо и равномерно горит сомнений не
вызывает, а если вызывает, то это легко проверить,
спалив
кусок шнура. Бикфорд длиной 80 мм сгорел за 16 секунд, что четко соответствует скорости 5 мм/с.
Но нас интересует, работает ли шнур в экстремальных условиях.
Эталоном экстремальности стандартно является горение под водой.
Решил проделать соответствующий
эксперимент.
Работает! Значит бикфорд получился настоящий.
/kia-soft 15.03.2010/
PS
Причина пластичности вышеописанного бикфорда, возможно, кроется в наличии связанной воды в хлориде железа из-за его
очень высокой гигроскопичности. Это никак не влияет на инициализирующие свойства данного шнура. Надо только иметь ввиду,
что гибкость будет со временем уменьшаться и через некоторое время (несколько недель) изчезнет. Если гибкость шнура
не имеет значения, то просто используйте стандартную карамель.